Их жизнь по-доброму светла

На калужском приборостроительном заводе «Тайфун» работает немало трудовых династий, приумножающих его славу и мощь.

Одна из них — семья Ивана Николаевича и Валентины Константиновны Борисовых.

На предприятие они пришли во второй половине семидесятых. Иван Николаевич свою трудовую биографию начинал с 55-го цеха и уже четырнадцатый год возглавляет транспортный цех. Без ложной скромности Борисовы называют себя потомственными транспортниками.

Три поколения их семьи неразрывно связаны с профессией водителя. Отец Ивана Николаевича Николай Иванович Борисов и тесть Константин Васильевич Фокин были шоферами. Профессиональным водителем стал их внук Сергей. На заводе работает уже восьмой год. Верен предприятию и другой сын Борисовых — Константин, он декларант таможенной группы. Трудится двенадцать лет. А всего общий стаж семьи в АО «Тайфун» — более полувека.

Иван Николаевич застал самые трудные годы, когда, по сути, предстояло сохранить коллектив, на глазах устаревала и практически не приобреталась новая техника, автомобили. Словом, выживали как могли. Но не собирался опускать руки. И дождался.

Новая жизнь началась с 2006 года. Добрые перемены в жизни транспортников сегодня сразу бросаются в глаза. Сейчас любимый цех Борисова работает стабильно, с уверенностью в завтрашнем дне, в чем, конечно же, немалая заслуга его начальника, который гордится, что сын пошел по его стопам.

— Любому отцу, наверное, приятно, когда его наследник идет той же дорогой по жизни. Если дети выбирают ту же профессию, что и отец, значит, родительский авторитет довольно высок и сыграл определяющую роль — так ведь, Иван Николаевич? — спрашиваю его.

— Не могу с вами не согласиться. Но хочу сказать, что мы с женой не давили на детей, когда перед ними встал вопрос, кем быть. Мы предоставили им полную самостоятельность, чтоб не обижались в случае чего. И хотя Сергей стал водителем, что меня, в общем-то, радует, но это его решение, его выбор.

— А каково быть начальником сына?

— Пожалуй, ему все же труднее, чем мне. Внимание к нему более пристальное и спрос выше. Но мне не стыдно за него, работает честно, не жалуется. Значит, все нормально. Вообще-то ныть и стенать, клясть судьбу — это не про нас, не про Борисовых. Мы привыкли ставить цель и добиваться ее. Этому и ребят своих учили сызмальства. Опять же не назиданиями и нравоучениями, а личным примером. Это, между прочим, самая действенная мера воспитания.

— Мне рассказывали, что каждый год в день рождения ваших сыновей Сергея и Константина вы непременно дарите подарок жене. Это правда?

— Правда. Повелось так в нашей семье с рождения ребят, теперь уже в традицию вошло.

А еще в традиции Борисовых — давать детям имена родителей, всем вместе ездить на рыбалку, быть верными профессии и семье. Семья для Ивана Николаевича и Валентины Константиновны — самое главное, самое святое, что всегда держало и держит их в жизни, которая, в общем-то, никогда не была простой. Но они сумели сохранить любовь и уважение друг к другу, научились прощать и договариваться, не ссориться по пустякам.

 Вместе они уже сорок два года, воспитали замечательных сыновей. До фанатизма любят внучек Машу, Настю и маленького Матвея. Как бы ни был обременен работой постоянно занятый дедушка, для того, чтобы позаниматься с внуками, отыщет время обязательно. Бабушка умиляется отношениями деда и внуков.

А невестка Борисовых Ольга (тоже, кстати, работница «Тайфуна») искренне восхищается отношениями свекра и свекрови, женщины мудрой, умной, умело поддерживающей тепло домашнего очага и свекра.

— Они абсолютно счастливы, — откровенничает она, — в их доме царят любовь и уют, чувства не остыли за четыре с лишним десятилетия. Каждый гость, переступающий порог дома Борисовых, тотчас понимает, что здесь живут хлебосольные, приветливые, любящие друг друга люди. Их жизнь по-доброму светла. Так какой же это «брак»? Это высший пилотаж. Я бы очень хотела, чтоб и в моей жизни до старости было столько любви, взаимопонимания и сердечной теплоты.

Такое признание, согласитесь, дорогого стоит. Много ли вы знаете невесток, восторгающихся свекровью? Впрочем, есть такие. Это те, кто дорожит своей семьей, кто умеет видеть хорошее в маме мужа и перенимает ее опыт в части выстраивания взаимоотношений. У Валентины Константиновны есть много простых и вместе с тем сложных секретов семейного счастья. Она, к примеру, никогда не принимает серьезных решений в одиночку. Потому что уверена, если поступать так, значит, заведомо как бы говорить мужу, что меня, мол, твое мнение не интересует. А при таком подходе вряд ли может получиться крепкая семья.

Любые покупки или развлечения, касающиеся отдыха либо лечения кого-то из членов семьи, затрагивают семейный бюджет и, несомненно, требуют совместного обсуждения.

А еще, считает Валентина Константиновна, ни в коем случае не следует нарушать личное пространство мужа. В семейной жизни мужчин больше всего пугают отсутствие свободы и тотальный контроль. Если вы постоянно ограничиваете его свободу, держите под контролем каждый шаг, стало быть, не доверяете ему. А как с этим жить?

Психологи тоже, кстати, советуют не держать мужа «на коротком поводке» — сорвется и убежит. У мудрых жен, а Валентина Константиновна из их когорты, поводок длинный. Пусть он встречается с друзьями, ловит рыбку (хотя Борисовы любят это делать вместе), посещает «гаражный клуб»… Главное, согласовывать эти действия (что Иван Николаевич и делает) по времени, чтоб не шли они в ущерб семье.

Словом, невесткам Борисовых есть чему учиться у свекрови, есть с кого брать пример в достижении вожделенной семейной гармонии.