Семь футов под килтом

Именно так называется один из альбомов, записанный московской группой «Тинтал».

Смелое заявление ее лидера и «регента» фестиваля кельтской музыки Федора Воскресенского оправдалось: 28 октября калужская публика была в экстазе. 

Откуда у равнинных русичей такая любовь к песням шотландских пастухов? В килте удобно шагать по камням скалистых берегов реки Твид, пасти овец, чья шерсть и есть мохер. Но дело не в любви к теплой пряже.

По-настоящему мода на все кельтское захлестнула мир вместе с популярностью фэнтези, миров Толкиена, Ле Гуин, где четко разделено добро и зло. Популярность любого этнического искусства — доказательство того, что глобализм — вредный бред, и нации никогда не смешаются, так же как мужской и женский пол. 

Группа «Тинтал» собирает в столице самые большие залы поклонников, «беря» их бойкостью исполнения и феерическим оформлением — здесь и ирландские танцы, и бои на мечах, огненные шоу. Все это увидели гости Калужской филармонии!

«В горах мое сердце», — писал в хрестоматийном стихотворении Роберт Бернс, и всех зрителей музыканты взяли ввысь…

И давно любимые калужанами, и новые для них исполнители, собравшиеся на «Самайн», превратили Калугу в Зеленый остров. 

Оркестр волынщиков «City Pipes» («Городские волынки») и брейк-данс-команда «Originality» представили совместную программу фолк-рока и гимнастических трюков. 

Оркестру всего три года, состоит он из профессиональных музыкантов с академическим образованием: Евгения Лапекина, Игоря Виноградова (волынки), Михаила Юдина и Андрея Миронова (барабаны). Смело экспериментируя с возможностями звучания, аранжируя неожиданные мелодии, как бы прививая розу на яблоню, музыканты достигают ярких эффектов.

Джаз на волынке?! Почему же нет, ведь «Битлз» на органе звучит отлично! Волынка — не специфический шотландский инструмент, его истоки теряются в тысячелетнем колодце истории скотоводческих народов. 

Первое упоминание о волынке встречается в 400 г. до н. э. у Аристофана. Действительно, зачем дуть в трубочку — флейту, если для этого можно использовать целую шкуру козы! 

Принцип волынки — голос в сопровождении монотонной гармонии. У человека всего две руки, и волынка дает возможность подключить один или несколько бурдонных элементов (постоянных басов) и одновременно, зажимая отверстия, производить живую мелодию. Как попала волынка на берега Ирландии и Шотландии — с римлянами или ранее — неизвестно.

В XII — XIII веках, вместе с крестовыми походами, с зеленых островов на континент вместе с воинами двинулись полковые волынщики. 

Козья шкура с дудочками оставалась народным инструментом, звучала в основном на открытом воздухе. В помещении она зазвучала в XVII веке, появились камерные модификации инструмента. Французские мозет и вёза, испанская гаита, чешский козел, чувашский шапар, русская волынка — сестры. «Не тяни волынку», — говорят зануде или волокитчику. Но волынки «Самайна» были огненными! 

Большинство волынок, звучавших в Концертном зале, были «родом» из Пакистана. Эта бывшая колония Великобритании постоянно была оккупирована ее войсками, а конкретно — шотландскими полками. Местные жители переняли технологию, и сегодня страна — самый крупный мировой экспортер волынок — они бывают и электронные, и клавишные. 

Волынка — забава не для веганов: ее делают из воловьей, телячьей, козьей шкур. Когда волынку запретили в Британии, Шотландия в то время боролась за независимость. А сегодня она — официальный музыкальный инструмент военных оркестров всех англоязычных стран — вот перевертыш истории! 

Одним из первых исполнителей кельтского стиля аранжировки в России стал Борис Гребенщиков, фанат Толкиена. Хиппи, поклонники группы «Аквариум», стали первыми поклонниками кельтской музыки в нашей стране. Добавила популярности волынке и среда исторических реконструкторов. Большинство клубов в нашей стране занимаются восстановлением эпохи викингов, а там без скандинавской волынки никак нельзя. 

Плясали под эту музыку молодые и дерзкие солисты «Originality», уже покорившие своим брейком зрителей США, Китая, Германии, Чехии. 

Белорусская группа «Irdorath» показала что музыканты по праву сменили статус, стали из любителей профессионалами. Гродненская группа броско смотрится и абсолютно аутентично звучит, освоив даже горный инструмент — диджериду. 

Ветеранами фестиваля стала рок-группа «The Dartz», родившаяся в Петербурге в 1997 году. Ее организатор и лидер, гитарист, автор песен, вокалист Дмитрий Курцман провел коллектив сквозь бури века, сквозь распад и теперь «реинкарнировал» в виде квартета. 

Концертному залу пришлась по душе смесь кантри, ирландской, финской, шотландской, русской музыки, рэггей — публика взорвалась выражением одобрения. 

Да, музыканты «не тянули волынку», а затянули слушателей в бешеный круговорот, только зеленого луга для танцев не хватало!