От Камчатки до Калининграда

Именно так широка география 17-го Всероссийского фестиваля детских любительских театров.

Детский форум творчества «Калужские театральные каникулы» проходит уже двадцать лет там, где и зародился, — под крышей Калужского ТЮЗа.

Организаторами смотра талантов стали Российский дом народного творчества (Москва), министерство культуры и туризма Калужской области, Калужский дом народного творчества и, конечно, наш ТЮЗ.

Почему из всей необъятной России выбор пал на отнюдь не фешенебельный театр? Потому что театр — не стены, а атмосфера любви, взаимопонимания, творческого горения. Такой «костер» увидела в 1994 году Людмила Богуславская, заместитель директора Российского дома народного творчества, на юбилее ТЮЗа, тогда еще самодеятельного коллектива. Она сказала: «Есть много дворцов с огромными хрустальными люстрами, мраморными лестницами, бархатными занавесами, но здесь есть то, что важнее, — живой театр. 

На фотографии видно, как первые участники первого фестиваля, в том числе тогдашний руководитель КДНТ Александр Типаков, оформляют занавес из простой ткани.

Собрались десятки коллективов, после просмотров постановок мастер-классы проводили лучшие специалисты страны: Борис Цекиновский, Алексей Шульпин. Политикой фестиваля было и есть не показ знаменитых постановок, высвечивание «нужных», «своих» людей, а мониторинг этого движения в России — «срез» процесса детского театрального творчества.

В девяностые годы форум предварялся Калужским городским фестивалем, и лауреаты показывали свои спектакли публике со всей России. Так формировались театральная среда, дружеские связи, культура общения да и просто Культура с большой буквы.

Атмосфера студии царила и в «Театральную ночь», когда дети попали в закулисье ТЮЗа, как Алиса в Страну чудес. Кстати, фоторепортаж об этом событии украсил сайт Министерства культуры РФ, как и видеорепортажи с фестиваля программы новостей телеканала «Культура».

В скромном, тесном, непарадном закулисье дети увидели, из какого «сора» растут стихи, поняли, что театр может существовать везде — и в подвале, и во дворце. Чудо спектакля создают самые обыкновенные люди, которые «прорастают» и вырастают в театре, как Екатерина Крахмалева, как Маргарита Четверикова. Как неказисты, оказывается, декорации ко всем 29 спектаклям репертуара при обычном свете! А в огнях софитов они становятся сказочным миром. Гости могли примерить головные уборы Соловья, Мышильды, Снежной королевы. Театр состоит из фантазии, труда, доброты, а не из парчи и мрамора.

Со всей страны коллективы присылали в ГРДНТ видеозаписи со своими постановками, и были отобраны лучшие театры из Ленинградской, Ростовской, Тюменской областей, Удмуртии, Башкортостана, с Камчатки, из Архангельска, Калининграда. Калужскую область представляли детский образцовый театр «Салют», студия «13 стульев» из Малоярославца, театр «Малахит» из этнопоселения Ковчег Малоярославецкого района. 

На фестиваль приехали двенадцать коллективов, те, кто смог найти средства на дорогу, проживание в гостинице. Кому-то помогла администрация, кому-то — спонсоры, львиную долю в бюджет вояжа внесли родители юных артистов. При государственной поддержке участников было бы на порядок больше!

Опытное жюри в составе Татьяны Уфимцевой, заслуженной артистки России, педагога школы-студии МХАТ, Михаила Визгова, главного режиссера Калужского ТЮЗа, и других пристально следило за программой.

Гостей поразило многое, но спектакль ребят из города Югорска Тюменской области стал фаворитом. «Легенды Севера» — неторопливая повесть о тишине природы, о народных корнях, отысканных постановщиком в сказках ханты и манси.

Подвижники, бессребреники — руководители коллективов сумели создать островки взаимного интереса в атомизированном обществе. Каждый театр — слепок личности режиссера — носителя мощной гуманистической идеи, да еще и владеющего ремеслом. Научить можно только тому, что знаешь сам. 

Например, студия «13 стульев» представила программу, где гармонично сочетались вокал, пластика, художественное слово. Маргарита Жаркова, специалист Калужского областного дома народного творчества, отметила, что через работу над постановками ребята приобщаются к классической литературе, осваивают русскую речь. Не ту имитацию панибратского застольного трепа, что транслирует «голубой экран», не жаргонизмы, канцеляризмы, англицизмы, а обучаются тому самому «великому и могучему». 

Это важно и в Год литературы, и в любой день жизни каждого человека. Существуя, живя в атмосфере творчества и взаимопонимания, у ребенка есть шанс вырасти хорошим человеком.

В нашей области 25 коллективов имеют звание «народный театр». На областной театральный фестиваль «Муравейник» съезжаются 28 детских студий. Значит, культура востребованна!

Задача любительских театров — не вырастить новых народных артистов, а помочь и их участникам, и зрителям стать самими собой, обрести лица. Дети буквально «сшили» страну в День ее единства золотыми нитями дружбы, съехавшись со всех концов России. Спасибо, фестиваль!