Кисть истории

Широкую и глубокую панораму века дает экспозиция, собранная из самых ярких работ калужских художников.

Куратор выставки Владимир Обухов выбрал всё самое показательное, что создали работающие и ушедшие творцы за 60 лет существования Калужского отделения Союза художников России.

 

Куратор отмечает, что «произведения, созданные в 50 — 60-е годы, уже обладают высокой степенью духовной свободы. А вместе с тем им присуща и внутренняя художественная дисциплина, они мастерски выделаны, умно организованы. Ныне искусство мастеров, основавших местное отделение Союза художников, воспринимается как своего рода классика, как одна из глав истории отечественной художественной культуры. Именно работы этих художников составляют смысловое ядро выставки, её уже сугубо музейный зачин».

В Синем и Красном залах музея (бывший Дом учителя) вы не просто увидите картины, а войдете в историю города, края, страны, вдохнете некогда чистый воздух, аромат минувшего.

Вот натюрморт, вписанный в пейзаж,  «После дождя» Анатолия Тимофеева. Специалисты относят автора к последователям Поля Сезанна, но степень обобщения объектов иная — до градуса ощущается температура, до процента — влажность, до дня можно определить время. 

Тончайшие наблюдения за фенологией, многоцветность «макушки лета», переданная без пестроты, — дар ушедшего мастера. Загадка, из каких неуловимых деталей состоит временная метка на нейтральном, казалось бы, натюрморте «Цветы». Но это именно 1955 год, что ясно, как на календаре! Кузнецовский фарфор, простое стекло толстостенных сосудов, потрепанные томики цвета сангины, «Большой взрыв» садовых цветов дали впечатление яркой зрелости, вдохновленной надеждой.

Здесь вы увидите знаменитое на весь СССР полотно «На фронт». Оно не «агитка», а документ времени. 

Таков же «Портрет ребенка» Александра Гагарина. Дошкольница в белых кроличьих шубке и капоре, шароварах с начесом, белых валеночках раскраснелась на морозе и сейчас опять побежит во двор — катать куклу в саночках из лозы.

Изысканная по радуге цвета «Тропинка Циолковского» Людмилы Климентовской ведет от Оки к Берендяковке. 

Эскиз Тимофея Калашникова (1881 — 1964) «Колхозное стадо» на фоне сегодняшних призывов к отказу от ГМО, пальмового масла и сухого молока выглядит мечтой эколога. Видимо, для этих коров трудятся дюжие работницы с картины Иосифа Павлишака «Сенокосная пора». А вот девушки в ситцевых платьицах с рукавами фонариком учат билеты «Перед экзаменом» на бережку Оки. Валентин Карпов (1914 — 1971) изобразил природу такой, какой она была: всюду можно пройти босиком.

Поразительно по сочетанию точнейшего реализма и восприятия мира сказки эпическое полотно Владислава Собинкова «Гулянье». Оптимизм 1965 года так и пышет от народа, гуляющего в парке. Люди не просто качаются на цепочной карусели — они парят от счастья. «Рыбачки»-мальчишки Льва Казакевича (1916 — 2015) ловят рыбу на закате, накупавшись за день. Эти дети точно окрепнут и закалятся летом, не то что их потомки, сидящие за компьютерными играми! 

Константин Эдуардович Циолковский на портрете работы Вячеслава Толщина (1947 — 1986) эпичен и точен: тело аскета (кто придумал, что у него было брюхо?), руки рабочего, лоб ученого, глаза провидца и страдальца.

«Свадьба» Евгения Щербакова (1923 — 1991) — словно песня из кинофильма «Свинарка и пастух». В этой картине нет ни мазка лжи, приукрашенности, и вместе с тем она — картина рая редакции 1958 года.

Графический лист Александра Кузнецова «Тишина» передает такой штиль на лесной реке, что воздух, кажется, прилетел туда из картин Вермеера. 

Прелестны в своем наивном оптимизме акварели Ирины Камышанской «Калуга в третьем тысячелетии». А ведь листы созданы в 1999 году, сразу после дефолта! 

Как документ времени ожидания и перемен выглядит офорт Александра Шубина 1992 года «Вершина» — вера в то, что скучная, одинокая, трудная дорога приведет в вышину ноосферы.

Богатая в прямом и переносном смысле «Медитация-1» Людмилы Зайчиковой заманчиво блестит линзами, серебром, эмалью и призывает заглянуть в мегамир и в себя.

Зажигательная «Масленица» (1996) Алексея Базанова — как кадр из фильма: назначается свидание, три друга «чокаются» бумажными стаканчиками, розовеют еще настоящие в ту пору колбаса и семга… Звенит сдача о тарелочку гофрированной фольги, шуршат фантики «Мишки на Севере» на фоне праздничной стены Гостиных рядов. 

Музейный художественный уровень работ, разнообразие мировоззрений художников дадут вам и пищу для ума, и отдохновение, и развлечение. 

Не пропустите эту экспозицию! Конечно, калужане валом валят в Выставочный зал Союза художников — вход там свободный. Цена билета в художественный музей вроде невелика — 100 и 50 рублей. Но для многих она — непреодолимая преграда. Ведь именно ценители искусства живут, мягко говоря, все скромнее — это видно при сравнении статистики посещения двух упомянутых залов. Хотя бы на выходные пускали пенсионеров, дошкольников, школьников, студентов, учителей, врачей насладиться искусством бесплатно!