Знания или здоровье?

О том, насколько тяжелы знания, я вспоминаю каждый раз, когда водружаю на своего ребенка школьный ранец.

Ради интереса решила измерить его вес, сравнила с нормативами СанПиНа — и ужаснулась.

А чтобы читатели прониклись моими родительскими чувствами, для начала приведу выдержки из памятки, опубликованной на сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Калужской области:

«Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения… Важным аспектом является выбор ранца, соответствующего требованиям… Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий для обучающихся начальных классов должен быть не более 700 грамм.

… Максимальный вес учебника не должен превышать 300 г для 1 — 4 классов…»

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями специалисты федеральной службы советуют использовать вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальным соотношением, не наносящим вред растущему детскому организму, считается соотношение 1:10.

Исходя из вышесказанного, вес ранца моего ребенка не должен превышать 2,4 килограмма. А что имеем?

Портфель без мешка для обуви и мешка с физкультурой потянул на пять килограмм. Оптимальный вес был превышен почти вдвое. Сразу стало понятно, почему моя второклассница сгибается под этой ношей и жалуется на боль в плечах. 

Мы решили разобраться, откуда у портфеля набирается лишний вес. Может быть, родители в чем-то виноваты — купили тяжелый ранец или положили пару лишних килограмм булочек и яблок?

К китайским производителям претензий никаких — пустой ранец потянул на 700 — 800 грамм. Учебники тоже оказались на высоте: каждый не более двухсот грамм. Все как в СанПиНе. Откуда тогда такой перебор?

А вот откуда: к каждому учебнику прилагается тетрадь с печатной основой, по некоторым предметам — словари (толстые тетрадки). Прибавьте сюда дневник в твердой обложке, больше напоминающий учебник. Таким образом, бумажный вес только одного предмета составляет грамм пятьсот, а некоторых — под семьсот-восемьсот. 

В день в среднем в расписание ставят три-четыре «серьезных» предмета. Плюс к ним добавляется физкультура и сменка. Их вес почему-то вообще в нормативах не учитывается, а зря. Вот и получается, что потихоньку-помаленьку набегает пара-тройка лишних килограмм, которая ложится на детские плечи. 

На мой взгляд, школа могла бы частично разгрузить ученика, взяв на себя обязанности по хранению его багажа.