Ученица королевы

В Концертном зале областной филармонии 20 октября ожидается явление вокального чуда.

Хрустальный голос Снегурочки и Иоланты зазвучит из уст сопрано Анны Барановской, ученицы королевы мировой оперной сцены Елены Образцовой. Опера столь элитное, родное, дорогое искусство, что услышать его живьем — большая удача. В преддверии концерта мы побеседовали с певицей о жизни и творчестве.

— Каковы ваши первые впечатления детства, связанные с музыкой?

— Моя мама Мария Егоровна пела в народном хоре. Семья у нас была большая,  поющая. Когда собирались родственники, всегда за столом пели, и мы, дети, им подпевали. Потом, уже в музыкальной школе, в хоре, мне поручали петь соло.

— Когда к вам пришло первое ощущение успеха, владения залом?

— Успех — понятие достаточно сложное. Удача для певицы, если приглашают на гастроли, тогда идет профессиональный рост. А рост этот может быть только при условии постоянной работы: над программой концерта, над новой оперной партией. 

От того, насколько качественно это сделано, и складывается дальнейший путь. Ощущение владения залом — это своеобразная лотерея, его нельзя предсказать.

 Зритель очень чувствует твой настрой, то, что ты пытаешься  донести, насколько ты открыт. В этой открытости есть что-то интимное, сокровенное, ведь в каждое произведение вкладываешь себя. Именно в этот момент происходит некое общее сотворение чуда, обмен. Безусловно, отдельно стоит вопрос подготовленности аудитории. Зритель, как правило, выбирает то, что ему близко, будь то концерт оркестра русских народных инструментов или рок-концерт. Но вопрос воспитания зрителя, приобщения его к миру музыки должен быть неразрывен от яслей до обучения в вузе, только тогда можно говорить о том, что подрастающее поколение не потеряно для культуры. 

— Какие партии вам ближе, дороже?

— Каждая из них, каждый композитор уникальны. Есть то, что дается тяжелее, или, наоборот, кажется для тебя очень близким, и работа идет быстрее. Пожалуй, нет ни одного артиста, который исполнял бы роль одинаково. Даже когда все знаешь по нотам, все равно добавляешь при каждом исполнении все новые и новые краски. Мне нравятся партии, которые несут  глубокий драматический смысл: Иоланта в одноименной опере П.И. Чайковского, Снегурочка в опере Н.А. Римского-Корсакова, Виолетта в опере Дж. Верди «Травиата».

— Правда ли, что нужно особое питание для сохранения голоса?

— Да, правда. Когда пение становится твоей профессией и вырабатывается режим, то уже не замечаешь каких-то правил — все на автомате. Нельзя острое, соленое, семечки, мороженое, то, что может повредить слизистую. Зато можно и нужно высококалорийную пищу — фрукты, мясо и прочее.

— Кого можно назвать вашими любимыми учителями?

— На протяжении всей жизни у вокалиста должен быть педагог, который подскажет, поможет. И педагоги зачастую меняются. Есть те, которые были на начальных этапах твоего пути, —  музыкальная школа, училище, институт. А есть те, которые помогали и участвовали в твоем становлении как профессионала. Безусловно, я обязана Елене Васильевне Образцовой, человеку, который не только стал моим педагогом по вокалу, но и наставником, и примером в жизни. 

— Работа артиста предполагает огромное нервное напряжение и, как следствие, сильные перепады настроения. Как поддерживают родные люди?

— Во-первых, мой муж — мой самый главный фанат. Кроме того, благодаря его незаурядным пиар-способностям, терпению и умению налаживать связи у меня есть  разнообразная работа, я не простаиваю. 

Во-вторых, мой сын, хотя ещё и слишком мал, но тоже мне помогает, терпит моё ежесекундное пение. Порой страсти дома нешуточные, и мама становится невыносима, но после таких «выступлений» я стараюсь всё компенсировать вкусным обедом и лаской. (Певица ожидает появления на свет еще одного малыша!)

— Оглянитесь на пройденный путь, какие вехи важны для вас?

— Свою карьеру я начинала солисткой  Пермской краевой филармонии, затем после обучения в Центре оперного пения Елены Образцовой  в Санкт-Петербурге  была принята в труппу Пермского академического театра оперы и балета, несколько сезонов спустя Лариса Гергиева пригласила меня в свой театр во Владикавказе. На сегодня я солистка Красноярского театра оперы и балета, веду активную гастрольную деятельность,  сотрудничая с ведущими театрами России и зарубежья.

— Расскажите о предстоящем концерте в Калужской филармонии.

— Мне показалось очень интересным предложение сотрудничества с оркестром русских народных инструментов им. Евгения Тришина Калужской филармонии. Художественный руководитель оркестра Владимир Иванов предложил построить программу  на контрасте. Будут исполнены и хорошо знакомые всем романсы, и оперетта, и песни из кинофильмов… Думается, что такая всесторонняя  программа найдет живой отклик у самой разной аудитории.