Кто, если не мы?

Каково это  — каждый день заглядывать в рот маленьким пациентам и исправлять ошибки природы?

Наш корреспондент посмотрел на изнанку профессии детского зубного врача.

На мой вопрос о том, какое из «трудных, но  интересных» направлений в работе врачей лучше взять за основу репортажа, главный врач Калужской областной детской стоматологической поликлиники Михаил Прохин без колебаний предложил терапию. И я отправилась в кабинет №18, где вели утренний прием сразу несколько врачей. 

Честно говоря, поначалу рассчитывала не только понаблюдать за работой специалистов, но и хотя бы посмотреть в рот сидящего в кресле больного, чтобы хоть немного проникнуться этой профессией.  Планы быстро улетучились, как только я поняла, с чем мне бы пришлось столкнуться.

Первый пациент, мальчик Захар, на вид лет шести, как только речь зашла о том, что «надо показать тете зубки», отвернулся к креслу, судорожно стиснув рот. Мама с папой пытались найти какие-то веские доводы, взывали к совести, но безрезультатно.

На втором кресле плакал Дима, который, по словам мамы, боится шума бормашины. После безуспешных попыток остановить поток слез эту пару отправили к заведующей отделением «на консультацию».

И только третье кресло мужественно молчало. Никита вытерпел всю процедуру без звука. Без умолку говорила только врач: «Потерпи, солнышко, это вообще не больно… еще чуть-чуть…» 

Стоматологам вообще приходится много говорить на работе — «заговаривать зубы», отвлекать, успокаивать. Наверное, поэтому, наобщавшись за смену со своими больными, они так мало говорят дома.

Врачу Ирине Викторовне Головач сегодня повезло: сразу несколько подряд пациентов оказались спокойными, а лечение неосложненным.

Вот так бы всегда: малыш, сидя в кресле, пока «тетя» проводила манипуляции с зубами, мычал песенку и охотно отвечал на все ее вопросы. 

Интересуюсь, отчего больше зависит поведение ребенка на приеме. В ответ слышу: от его подготовленности. Если дома родители говорят своему чаду, что ему врач будет «сверлить» зуб, ничего хорошего не жди. Некоторые зачем-то еще начинают вспоминать случаи из разряда страшилок на приеме у стоматолога. 

А как надо? Не вдаваясь в подробности, просто рассказать  о том, что больной зуб «почистят прибором, который немного пошумит». Часто дети не столько плачут от боли, сколько от страха.

Насколько просто было бы избежать неприятных ощущений при лечении зубов, если бы наши дети не боялись уколов, которые используют для введения обезболивающего лекарства.

 Оно, оказывается, мало применяется в детской стоматологии не потому, что вредно или врачам жалко анестетика. Мамы и папы, перестаньте уже пугать своих малышей большими игрушечными шприцами, не создавайте себе и своему чаду проблемы в будущем!

Следующий пациент Ирины Викторовны оказался из разряда трудных. Малыш уже зашел в кабинет с ревом. Тщетно мама обещала Юре, если он будет себя хорошо вести в кресле, купить какого-то гонщика. Ребенок с ужасом глядел на бормашину и исходил криком. 

Обычно детей в таком состоянии отправляют успокоиться в коридор или советуют прийти в следующий раз. Но у мальчишки стоял мышьяк, поэтому нужно было долечиваться.

Пришлось Юре поставить роторасширитель. Но и с ним при том, что ребенка держали двое — мама и медсестра, он извивался изо всех своих маленьких сил.

Досталось врачу: мальчик-таки успел сомкнуть зубы на ее пальце. Увы, это далеко не первая «производственная» травма специалиста. А вообще пальцы в пластырях — для детского стоматолога практически обычное дело. 

Юрина истерика возымела действие на соседей. Сидящие в других креслах дети тоже занервничали. Все-таки ширма — плохой звукоизолятор, а отрицательные эмоции заразительны.

Лучше всего было бы посадить каждого врача в отдельный кабинет, но не положено по штатному расписанию: одна медсестра должна обслуживать три кресла. 

 Задаю специалистам давно интересующий родителей вопрос: почему в детской стоматологии всегда такой аншлаг? Записаться на прием можно разве что со второго-третьего раза. Дело в том, что поликлиника обслуживает не только всю Калугу, но и область. Если раньше у детей в районах была возможность вылечить зубы по месту жительства, то теперь родители вынуждены везти их в областной центр. 

Кроме того, в детских садиках теперь ротовые полости не санируют, и все малыши автоматически стали пациентами поликлиники на Вилонова. Что касается школ, то это вообще отдельная история.

Там теперь новое отличное стоматологическое оборудование, на котором работают те же самые врачи, что и в областной поликлинике, но кто об этом знает?

Родители, вспоминая свое школьное детство и «зубодробительные» кабинеты, продолжают писать отказы на осмотр и лечение своего ребенка. Они-то и создают очередь в поликлинике, хотя то же самое лечение врач мог бы провести во время школьного приема.

…Через час от полученных в зубном кабинете впечатлений меня начало слегка трясти, и я задала врачам банальный вопрос: 

— Как вы тут работаете?..

На что получила ответ, что желающих здесь работать мало. Молодежь на «детство» не идет, предпочитая более спокойное и денежное место во взрослых частных кабинетах.

Средняя зарплата детского зубного врача — 23 — 24 тысячи рублей. И уж поверьте увиденному — они эти деньги отрабатывают с лихвой! 

Можно было бы, как сегодня делают многие медработники, подрабатывать в частной клинике, но желания и сил просто не остается -так выматываешься за шесть часов смены.