Взгляд с обочины

Традиционная нелюбовь водительского сообщества к сотрудникам Госавтоинспекции и стала отправной точкой моего желания на время сменить профессию журналиста на профессию инспектора дорожно-патрульной службы. Возможность оказаться по другую сторону баррикады привела меня на пост ДПС, в народе известный как «Анненский».

Меня переодели в зеленую униформу инспектора и дали полосатую палочку, но на дорогу, естественно, самостоятельно не выпустили, такое не позволяется даже истинным стажерам. Мало ли как отреагируют на сотрудника без формы участники дорожного движения!

Случай посмотреть, как ведут себя водители, когда их останавливают настоящие инспектора, представился очень быстро. Первый же автомобиль, который тормознул мой наставник старший лейтенант полиции Александр Кузнецов, что называется, «проигнорировал» требования полицейского. За ним по рации был послан другой экипаж ДПС, дежуривший на соседнем маршруте.

— Что будет этому водителю, когда догонят? — спрашиваю у Александра.

— Он, в принципе, мог и не заметить, что его останавливают, поэтому на первый раз ничего не будет. Проверят документы и отпустят, если все в порядке. Но если он и в дальнейшем продолжит так же делать, тогда будем применять меры административного характера.

Следующий водитель оказался более внимательным: сразу же свернул на обочину по свистку и характерному жесту полосатой палочки. Инспектор проверил документы — водительское удостоверение, страховой полис, попросил открыть багажник. Все оказалось в порядке, и автовладелец, довольный, поехал дальше.

Инспектора проверяют багажник не только для того, чтобы определить в нем наличие — или отсутствие аптечки, но и оружия и психотропных веществ. Сейчас, к примеру, в Калуге и области проходит спецоперация «Мак», в ходе которой и выявляются провозимые в машинах наркотики. 

Тем временем на пост в сопровождении дорожно-патрульного экипажа подъехала БМВ, владелец которой не остановился по требованию инспектора. Как выяснилось, ее хозяин просрочил полис «автогражданки», так что не заметил полицейского он, скорее всего, не случайно. Но гражданин стал активно отрицать, что видел инспектора, его останавливающего. А это уже серьезнее. На него был составлен протокол, по которому ему грозил штраф за езду без страховки, плюс отягчающие обстоятельства — не остановился по требованию. Суд все учтет, в том числе и данные видеорегистратора.

Сами инспектора к видеорегистраторам, которые теперь всегда с ними, относятся очень положительно. Во-первых, они существенно облегчают процесс выяснения обстоятельств происшествия, во-вторых, снижают градус недоверия к ним со стороны водителей.

Интересно было узнать мнение самих дорожных инспекторов по поводу того, почему их профессия считается одной из самых непопулярных среди населения:

— Штрафы за нарушения ПДД стали очень большими, поэтому людям нужно на кого-то излить недовольство. 

Конечно, не очень приятно чувствовать, что тебя, мягко говоря, недолюбливают по ту сторону лобового стекла, и все же инспекторов греет мысль о том, что если бы не они, то на дорогах царил бы хаос. Доказательств дому масса: там, где долгое время не появляется экипаж ДПС или не стоят видеокамеры, несознательные водители отрываются по полной.

Камеры видеофиксации дорожных нарушений несколько облегчили сотрудникам Госавтоинспекции их работу, поскольку не приходится в таком количестве, как раньше, выписывать протоколы. Однако, по их признанию, нарушений правил меньше не стало. Ведь камеры пока фотографируют только превышение скоростного режима, а сколько еще приходится фиксировать инспекторам: выезд на встречку, непристегнутые ремни, отсутствие детских кресел и прочее!

Словом, стажеру службы ДПС (если бы я таковым на самом деле являлась) пришлось бы немало штудировать правила дорожного движения, должностные инструкции, натренировать глаз, наблюдая за хитрыми маневрами водителей. Дело в том, что нечистых на руку автовладельцев можно распознать по странному поведению: они пытаются спрятаться от бдительного ока сотрудника ДПС — вдруг ни с того ни с сего начинают перестраиваться на другую полосу, совершают странные действия — словом, нервничают. 

Стажируются будущие инспектора на посту в течение трех месяцев, а затем еще полгода проходят учебу в Обнинске. Кстати, перед тем как быть принятым на службу в Госавтоинспекцию, необходимо пройти строгий отбор: проверку на полиграфе, беседу с психологом и военно-врачебную комиссию. При этом за плечами иметь службу в армии, высшее юридическое образование и водительские права. Для девушек, которые сейчас тоже работают в ДПС, делается исключение, но лишь одно — военная служба необязательна. 

Рабочий день инспектора дорожного движения начинается в 7.30. На утреннем разводе экипажи распределяются по маршрутам, или постам, выдаются ориентировки, оружие. Далее — восемь часов патрулирования своего участка дороги. Дождь, ветер, мороз — никаких скидок на погоду не делается. А еще есть ночные дежурства, праздники, на которые, по статистике, приходится пик происшествий. Правда, за них полицейские получают доплату «за вредность».

Денежное довольствие дорожного полицейского, проработавшего лет десять на дороге, по нынешним меркам неплохое — более 35 тысяч рублей. Не могу удержаться от вопроса по поводу якобы существующего плана по количеству составленных протоколов — автолюбители верят в его существование. Говорят, «передовикам», оформившим большее количество штрафов, выплачивают премии. По утверждению старшего лейтенанта полиции, такого плана нет, а количество зафиксированных правонарушений раз на раз не приходится — зависит от многих факторов, но не от начальства.

— А количество пьяных на дороге от чего зависит?

— Раньше во многом от времени суток. Вечером и ночью их было больше. В праздники и выходные тоже. А вот сейчас, по-моему, практически никакой разницы нет. 

…День близился к обеду. После двух часов стояния на ногах, напряженного вглядывания в поток машин и свежего воздуха, пропитанного автомобильными выхлопами, меня потянуло к привычному креслу возле компьютера. А автоинспекторам оставалось еще четыре часа патрулирования на трассе.