Сны о XXI веке

«Духовность, традиция, мастерство» — этот девиз начертан на медали Союза художников России, и именно так можно назвать одну из юбилейных выставок Калужского отделения.

Она развернулась в галерее Калужского дома музыки, и хотя на афише стоят слова «Искусство молодых», дело не в возрасте. Свои работы представили художники, принятые в союз за последние два года. В этом году Калужское отделение представило для приема семь авторов. Не много ли? Нет! Во-первых, процесс «вызревания» художника длителен, «корочки» даже самой прославленной академии не дают гарантии приема в союз. Во-вторых, человек, увы, смертен. Только этот год унес из жизни графика Дмитрия Иванова, реставратора, живописца Бориса Дмитриева. Заменить их нельзя, но должны прийти другие мастера — изобразители эпохи и современного человека.

 

Александр Греков, секретарь Союза художников России, главный редактор журнала «Художник», заслуженный деятель искусств России, поражается плодотворности работы калужан. На проходящих раз в пять лет выставках «Россия» калужане всегда были на высоте. Например, в 2009 году они представили 69 работ 42 художников. Заметим, что критерии отбора выставкома, состоящего из мастеров с мировыми именами, очень строги. Не все им соответствуют, непринятые даже организовали несколько параллельных структур-союзов. Но тот, первый, один!

Итак, как же увидели мир и себя в нем новые профессионалы?

Примитив Юрия Шерова одновременно и конкретен, и зыбок. Вот трубач-пионер упражняется перед уроками в музыкальной школе. За окнами играют одноклассники, но у него много дел: гантели в углу — для зарядки; фотоаппарат «Зенит» — вечером предстоит поход в фотокружок; шахматы на столе — ждет недоигранная партия. Мир, до мелочей сохраненный памятью художника, сгинул, как Атлантида. «Сиреневый сон» видит прикорнувшая на раскрытом дневнике мечтательница в очках. Это не «Фейсбук», а настоящий бумажный дневник с шелковой закладкой, и на него опали ароматные цветы с букета.

Серия Михаила Пилюгина, посвященная Пятигорску, — сон о XIX веке. Абсолютно точно передан дивный оттенок Машука, окрестных малахитовых холмов. Элегантные малочисленные господа направляются к бюветам за водой. При Лермонтове еще не было таких удобств, а сейчас их не видно за толпами курортников.

Пейзажи Максима Алексеева, построенные на сближенных тонах, изысканные, как выглаженные веками гобелены. Кирилл Духанов, представитель третьего поколения династии художников, увидел Петербург звенящим от весеннего света, качающимся от опьяненных запахом лопнувших липовых почек.

Владимир Киреев представил донельзя декоративные, в духе Альфонса Мухи, фантазии на темы религиозных праздников и по — васильевски реалистический взгляд на дождливую Смоленку.

Светлана Ларина в примитивистской манере изобразила рай «На даче». Очень заметно, что художница не чуждается ботаники — и древовидная гортензия, и декоративная капуста, и папоротник изображены со знанием дела.

Роман Шахрай в благородном плену двойной ностальгии — по ушедшему детству и по гению Куинджи — создал трогательные пейзажи с будто затерянными в космосе заснеженными избами.

В образ каждого портретируемого художник неосознанно вкладывает свои черты. Зная это правило, Кирилл попытается воссоздать образ святого Андрея (Рублева), «рифмуя» его со Спасом, Ангелом Троицы.

Михаил Пилипенко уже произвел на калужан яркое впечатление своими эмалями. Работа «Розовый листопад», своего рода посвящение Пушкину, Тютчеву, Бунину, могла бы стать символом выставки. Крайне декоративная, математически выверенная композиция сродни строкам о «расписном тереме» леса — «зеленом, золотом, багряном». «Домики» Михаила Пилипенко — замкнутый и уютный мир маленького города, где и человек, и его жилище еще сохраняют «лица необщее выраженье» в век глобализма.

Скульптуры — комоды, скульптуры — шкатулки Сергея Пилипенко очень обогатили экспозицию. Не сомневаемся, что они найдут (если уже не нашли) место в домах обеспеченных ценителей.

После скандальной Венеры Милосской Сальвадора Дали, чей бюст и живот выдвигались, как ящики, мы затрудняемся назвать продолжателей идеи. Мотив Инфанты из «Менин» Веласкеса — идеальный комод для светской барышни. Причем представленный вариант автор назвал «Инфанта «Летняя». Вот бы увидеть все сезоны! Экстремально, изящно украшенный «Аист» несет… нет, не младенца, а удобные ящики, например, для сигар, драгоценных безделушек. Скульптурки птиц станут шкатулками для самых заветных, любимых украшений.

Разноплановые работы выставки напомнят посетителям многие любимые шедевры русских и зарубежных мастеров. Преемственность — единственный путь, по которому должно идти искусство, чтобы не распалась связь времен. Отрадно, что и новые члены союза следуют этому вектору.