Дух семьи

Говорят, что «ребенка воспитывает полоска света, видная ночью под дверью кабинета отца».

В династии художников Духановых так и повелось, а результаты вы сможете оценить сами в Выставочном зале Калуги.

Более полувека семья отдала утверждению академизма, реализма в искусстве. Началось все с Геннадия Духанова. Он родился в Калуге в 1922 году, и все трагедии эпохи не помешали ему стать профессиональным живописцем. Он обращался к портрету, пейзажу, бытовому жанру. Постепенно природа вышла на первый план, доминируя своим лиризмом во всех сюжетах.

Активное участие во всесоюзных, республиканских, зональных и региональных выставках дало художнику широкую известность. Более семидесяти картин приобрела для основной экспозиции Рязанская художественная галерея — этот редкий факт говорит лучше цветистых эпитетов о качестве живописи.

Монументальность сочетается в картинах с теплом и лиризмом, таковы полотна: «Каменный мост», «Улица Пушкина», «Весна в Горках», «Майская зелень».

По его стопам пошел сын, Владимир Духанов, окончивший сначала Ленинградское художественное училище им. В. Серова, затем Академию художеств им. И. Репина как художник-живописец. Тридцать лет мастер активно участвовал в международных, всесоюзных, российских, региональных выставках. В 1980-1994 годах Владимир Геннадьевич создал изысканные монументальные произведения, украсившие здания Калуги и области.

В сложные 2000-2011 годы мастер был заместителем председателя Калужского отделения Союза художников России, отстаивал права его членов на мастерские, организовывал условия для творческого обмена с коллегами из других областей страны.

Мастер дважды становился лауреатом итоговых региональных выставок, был удостоен премии губернатора Калужской области.

Патриотизм Владимира Духанова не «бьет себя пяткой в грудь». Родина на его полотнах — тихая, скромная, не очень сытая труженица села в ватнике и сапогах. Так же прост, человечен, уважителен был, по отзывам коллег, и сам автор, всегда готовый помочь в трудной ситуации.

По определению искусствоведа Владимира Обухова, «искусство Владимира Духанова — не искусство самовыражения — это искусство умаления. Художник словно стремится слиться с той бесконечностью жизни, которую он изображал. На его полотнах краски поют, и поют гармонично. При этом каждое пятно светоносно, каждый мазок динамичен. В звенящей дышащей плоти красок растворены чувства, ощущения, наблюдения художника».

И в верном глазе ему не откажешь: еще в студенческие годы он сделал правильный выбор. Татьяна стала его женой еще в училище, на втором курсе академии подарила супругу дочь Викторию, а после защиты диплома — сына Кирилла.

Татьяна Анатольевна родилась и выросла в Челябинске в семье главного архитектора города, заслуженного строителя СССР. В построенном им доме на окраине она влюбилась в искусство. Сначала мечтала стать балериной, пыталась освоить полётные прыжки с крыши сарая. Но балетной школы в городе не было, и во избежание членовредительства папа отвел девочку в художественную школу. Любовь к животным и цепкая наблюдательность сделали ее скульптурки собак и кошек заметными на школьных выставках. В девять лет Таня сказала: «Хочу стать Микеланджело». Мечта привела ее в Академию художеств, которую молодая мама закончила по специальности «Монументальная живопись».

Когда выпускники поселились в Калуге, стены домов расцвели яркими, вечными сграффито. Нам бы их сберечь, а не завешивать жуткой рекламой, не заклеивать пенопластом!

В девяностые годы эту яркую маленькую женщину выбрали председателем Калужского отделения Союза художников. И борьба «новых бедных» с «новыми русскими» окончилась победой — здание, мастерские удалось отстоять!

Тридцать пять лет назад Духановы приобрели дом в Полотняном Заводе, и образ Натали врос в творчество Татьяны Анатольевны. Все возрасты, жизненные перипетии «чистейшей прелести чистейшего образца» изобразила художница.

Центр нарисованного ею мира — мать. Вот будущая мама готовит детское приданое, сидя в лодке под ивой. Вот молодая женщина с тревогой выносит малыша на необозримый простор — как встретит его мир?! Лучше ли, чем того плотника, учителя, рыбаков? Внучка «Машенька» в пышном платье — вся свет и радость.

«Девушка со стеклянными крыльями», или «Юлия», — портрет юной идеалистки в ожидании жизненных ударов.

Но вклад заслуженного художника в культуру не ограничивается станковым и монументальным искусством. 

Дочь Виктория стала дизайнером, а сын Кирилл — полноправный участник выставки, художник. Он закончил Академию художеств им. И. Репина, уже десять лет активно участвует в выставках по всей стране. Продолжая традиции семьи, Кирилл создал ряд монументально-оформительских работ на пушкинскую и детскую тематику.

Праздничные в своем жизнеутверждении работы, милые, добрые герои портретов, любовно отшлифованные интерьеры окружат вас в мире этой экспозиции. Семейные ценности, гуманизм, реализм — вот кредо Духановых.