Первоклашка, будь здоров!

Незаметно промелькнуло лето, и школьники снова сели за парты. А родители, особенно первоклассников и тех, кто часто болеет, одолевает тревога: как пойдет адаптация к образовательному процессу, сможет ли ребенок безболезненно включиться в школьный ритм, будет ли успевать и как помочь ему в трудной ситуации? 

Об этом мы беседуем с заведующей консультативно-оздоровительного отделения областного центра медицинской профилактики Эмилией УГАРОВОЙ.

— Именно часто и длительно болеющие дети тяжелее переносят процесс адаптации, нуждаются в постоянном контроле со стороны врачей, психологов и педагогов. Сегодня, к сожалению, число абсолютно здоровых школьников снизилось до 10 процентов, детей с хроническими заболеваниями достигает 20, а остальные 70 — часто болеющие. В основном это учащиеся начальных классов.

— Часто болеющие — это…

— После семи лет часто и длительно болеющими считаются дети, перенесшие более четырех ОРЗ в год длительностью более 14 дней. Доказано, что у большинства таких детей повышенная заболеваемость ОРЗ не связана с наследственными болезнями и приобретенными патологиями, а сопряжена с изменением иммунной защиты организма.

В повышенной заболеваемости большую роль играют провоцирующие факторы: низкая медицинская активность семьи, пассивное курение, пренебрежение закаливанием, физической культурой, нерациональное питание, неблагоприятные социально-бытовые условия, частое и длительное применение антибиотиков и других лекарственных препаратов.

Особое значение играют социально-психологические причины, которые определяют психоэмоциональное состояние школьника. Это отсутствие отца или матери, конфликтные отношения между родителями и другими членами семьи, стрессы, вызванные педагогическими просчетами учителя. Стрессовые ситуации в семье и школе приводят к возникновению у ребенка устойчивого астенического синдрома, который характеризуется усталостью, апатией, снижением работоспособности и познавательной деятельности, повышенной раздражительностью. У ребенка формируется готовность к вспышкам гнева и агрессии. Астения играет значительную роль не только в снижении иммунитета и возникновении частых ОРЗ, но и формирует стойкие трудности в обучении школьника.

— Как вырваться из этого замкнутого круга?

— Прежде всего, необходимо создать ребенку комфортные условия проживания в семье, благоприятную психоэмоциональную обстановку, надо закаливать и оздоравливать его. Причем оздоровление должно быть комплексным, планомерным и систематическим. Оно включает медицинскую и психологическую реабилитацию: строгий режим дня; рациональное сбалансированное питание с достаточным количеством белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов. В ежедневном рационе обязательно должны быть свежие овощи, фрукты, ягоды, соки. 

 В комплексное оздоровление входят также общеукрепляющая и лечебная физкультура с обязательным включением дыхательной гимнастики; физиотерапия, фито- и ароматерапия; повторные курсы расслабляющего массажа и аутотренинга. Я уже сказала и повторюсь: надо обязательно соблюдать режим! Нельзя допускать, чтобы ребенок засиживался за телевизором или компьютером допоздна. Час в неделю — столько должен посвящать первоклассник времени телевизионным передачам и компьютерным играм. И не больше! Вообще стоит ограничить количество времени, проводимого у экрана. Необходимо исключить занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению.

— Родители первоклашек для контроля за своим чадом стремятся снабдить его мобильным телефоном. Каково мнение медиков на этот счет?

— Во избежание неблагоприятных последствий для здоровья ребенка приобретать учащимся начальных классов мобильные телефоны не рекомендуется. У детей более тонкие кости черепа, активно формируются нервная система и головной мозг, вследствие этого воздействие электромагнитного излучения на организм ребенка более интенсивно, чем на взрослого. Поэтому не стоит подвергать его опасностям. 

А вот продолжительность сна первоклассника целесообразно увеличить на час-полтора. Для часто болеющих детей дневной сон или отдых должен быть обязательным. Поездки в транспорте желательно тоже ограничить, а продолжительность прогулок на свежем воздухе увеличить до трех часов. При этом не следует кутать ребенка. Одежду нужно подбирать по погоде и одевать чадо не теплее, чем родители одеты сами. Укутанный ребенок, немного побегав или поиграв, перегревается, потеет. Этого допускать нельзя.

У большинства часто и длительно болеющих детей из-за дисфункции вегетативной нервной системы наблюдается повышенная потливость. Им рекомендуются частая (2 — 3 раза в сутки) смена белья, массаж стоп ладонью, подушечками пальцев или пальцами, сжатыми в кулак.

Родителям, чьи дети пошли в первый класс, надо набраться, терпения, мудрости в процессе адаптации к школе. Не перегибайте палку! Дети очень болезненно воспринимают упреки и унижения. Больше хвалите своих чад, прижимайте к себе «под крылышко», поглаживайте по головке и по спине.

Спокойный, уверенный в том, что его любят, ребенок значительно реже болеет и лучше учится. Надо отмечать его положительные поступки и достижения, с тем чтобы у него сформировались уверенность в себе, желание успешности. Тогда это приведет к положительным результатам. Если появляются проблемы в поведении, лучше обратиться не к подругам, а к опытному психологу. Но никогда не следует забывать, что проблемы ребенка — это проблемы семьи. И помощь семейного психолога и педиатра зачастую бывает весьма эффективной.