Защищайтесь!

Некто Шариков из Алтайского края, похоже, подарил россиянам возможность превышать оборону любым доступным способом.

По крайней мере, нанесенные им 52 (в совокупности) ножевых ранения в Верховном суде оправдали.

Имя господина Шарикова стало широкоизвестным благодаря «Российской газете», которая первой озвучила серьезный для нашего законодательства прецедент. 

Дело было в одном из сел в Алтайском крае. Шла обыкновенная для людей определенной социальный прослойки пьянка, в ходе которой собутыльники что-то не поделили. Двое напали на третьего с одним на двоих ножом. Били по голове, сильно изрезали лицо. Каким-то чудом пострадавшему удалось отобрать нож. Однако разъяренных мужчин этот факт не остановил, и они продолжили избивать его руками и ногами. Тогда холодным оружием воспользовался уже пострадавший. 

Он нанес 23 ножевых удара одному и 29 другому, отчего оба нападавших скончались. Затем последовали расследование, детальное восстановление преступления и несколько судов. В первых двух инстанциях Шарикова признали виновным в превышении необходимой обороны, но Верховный суд, куда попала кассация адвоката, которого это дело по-настоящему захватило, состава преступления не нашел. Суд пояснил, что сам по себе переход ножа в руки потерпевшего не может означать ослабление нападения, поскольку обидчиков все равно было двое, и своих попыток избиения оппонента они не оставили. Шарикова оправдали и отпустили.

Сложно судить, восторжествовала ли справедливость в данном конкретном случае, ведь на выходе мы все же имеем две смерти реальных, хоть и агрессивных людей со своими судьбами, а возможно, даже семьями. Одно можно сказать наверняка: в нашей стране создан серьезный прецедент, способный несколько изменить отношение судей к превышению допустимой обороны.

В Калужской области такие дела встречаются нечасто. Понять, где пределы обороны, нам помогли в областной прокуратуре:

— Ответственность за превышение пределов необходимой обороны установлена двумя статьями Уголовного кодекса РФ, — рассказывает и.о. старшего помощника прокурора области Юлия Иконникова. — Это статьи 108  и 114.

Действительно, Верховный суд РФ в августе текущего года рассмотрел кассационную жалобу осужденного из Алтайского края и указал, что этим обстоятельствам суд первой инстанции дал ошибочную юридическую оценку. Осужденный подвергся нападению, сопряженному с насилием, опасным для его жизни. При таких обстоятельствах в силу положений части 1 ст. 37 УК РФ он имел право на причинение нападающим любого вреда в целях защиты от такого нападения. При этом переход ножа от посягавших лиц к оборонявшемуся сам по себе не может свидетельствовать об окончании посягательства. 

В данном случае мужчине удалось вырвать нож, но потерпевшие продолжали свое нападение, нанося ему удары руками по телу и голове, то есть не перестали представлять угрозу для его жизни. Таким образом, Верховный суд РФ пришел к выводу о том, что при установленных фактических обстоятельствах происшедшего в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 108 ч.1 УК РФ. 

В соответствии с ч. 1 ст. 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, если посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с угрозой применения такого насилия.

Ранее пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 27 сентября 2012 года указывал, что под насилием, опасным для жизни, понимается деяние, которое в момент его совершения создавало реальную опасность для жизни обороняющегося или другого лица.

О наличии такого посягательства могут свидетельствовать, в частности: причинение вреда здоровью, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица (например, ранения жизненно важных органов), применение способа посягательства, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица (применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, удушение, поджог и т. п.).

Непосредственная угроза может выражаться в высказываниях о намерении немедленно причинить смерть или вред здоровью, опасный для жизни, демонстрации оружия или предметов, используемых в качестве оружия, взрывных устройств, если с учетом конкретной обстановки имелись основания опасаться осуществления этой угрозы. 

То есть состояние необходимой обороны возникает не только с момента начала посягательства, но и с того момента, когда посягающее лицо готово перейти к действиям. Правомерность действий обороняющегося в этом случае зависит от наличия реальной угрозы. При этом учитываются время, место, обстановка и способ посягательства, предшествовавшие этому событию, а также эмоциональное состояние оборонявшегося — страх, испуг, замешательство в момент нападения.

Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Действия обороняющегося расцениваются как превышение необходимой обороны, если они явно не соответствуют характеру и опасности посягательства. 

Подобное дело в марте 2008 года рассматривалось и в Калужском районном суде. Тогда был вынесен приговор по уголовному делу в отношении калужанина, 1939 года рождения, который обвинялся в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью своему сыну (ч. 1 ст. 111 УК РФ). Однако суд, рассмотрев уголовное дело, переквалифицировал его действия на ч. 1 ст. 114 УК РФ. 

— Потерпевший пришел домой пьяным, в агрессивном состоянии и избил отца. Обороняясь, тот нанес сыну два удара кухонным ножом, причинив тяжкий вред здоровью. Суд установил, что осужденный явно вышел за пределы необходимой обороны, поскольку удар ножом в жизненно важный орган не соответствует характеру и опасности посягательства. Осужденный получил 10 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком один год, — пояснила Юлия Иконникова.

Самое простое средство самообороны — пистолет. Обзавестись боевым огнестрельным оружием не так сложно. Во всяком случае не сложнее, чем сдать на права и купить авто. Медицинская справка на такую процедуру значительно проще, чем на автомобильные права. Курс спецподготовки для разрешения владения оружием не доходит и до полутора месяцев, а стоит порядка пяти тысяч рублей. 

Самый небольшой из настоящих, боевых пистолетов тоже требует не самых больших вложений — около 15-20 тысяч. Прежде чем разрешить вам приобрести его, свое желание иметь дома оружие вы должны объявить участковому. Тот придет в гости и осмотрит помещение, в котором вы живете, на предмет наличия сейфа. Если он есть, а также есть лицензия, полученная после обучения, полиция не будет препятствовать вашему стремлению иметь дома оружие.

Кажется, что процедура сложная, но, вспоминая, во сколько обходятся права и приобретение автомобиля, понимаешь, что наша «автолюбивая» область вполне может позволить себе обзавестись и огнестрельным оружием — надо только захотеть.