Курс на восток

Оптимистов по поводу пуска нового завода двигателей в Калуге было немного.

Все чаще слышалось заунывное, дескать, «Фольксваген» испытывает серьезные проблемы, а потому новый свой проект руководство концерна отложило до лучших времен.

И вот снова вышла промашка в предсказаниях — 4 сентября в присутствии Председателя Правительства России Дмитрия Медведева и врио губернатора области Анатолия Артамонова завод пущен в строй.

Крупнейшее немецкое предприятие на Калужской земле уже давно. Выпускаемый автомобиль Volkswagen Polo — один из самых востребованных на российском рынке. Работа идет по технологии полного цикла, включая штамповку, сварку, лакокрасочное покрытие и сборку. Производство полностью соответствует общепризнанным стандартам качества. Когда в прошлом году завод праздновал выпуск 500-тысячного автомобиля и директор завода доктор Баумерт говорил о необходимости выпускать двигатели своими силами, не завися от иностранных поставок, срок 2015 год казался нереальным. Но ведь сумели же!

На огромном экране — часы, отсчитывающие время начала пуска. В цехе полумрак сменяется ярким светом в ту самую минуту, когда высокие гости нажимают стартовую кнопку. Дмитрий Медведев всех поздравляет: «Это серьезные, масштабные инвестиции и первый случай, когда иностранная компания локализует в России производство двигателей». Конечно, здесь он прежде всего имеет в виду пример импортозамещения, демонстрирующий умение руководства выстраивать стратегию производства так, что никакие мировые потрясения, в том числе и санкции, не в силах остановить продвижение западного бизнеса на восток.

Оценивая качество реализации данного проекта, Медведев подчеркнул оперативность реализации задуманного и, как результат, появление новых рабочих мест с высоким уровнем оплаты. «Такой уровень партнерства, — сказал он, — не подвержен какой-либо коррозии. В Калуге делается то, к чему мы стремимся на территории всей страны. Так будет и впредь. Это наш курс». Ну а по поводу снижения уровня продаж, то это досадное явление Дмитрий Анатольевич считает временным, там более что огромный российский рынок имеет высокие перспективы, а глава региона Анатолий Артамонов «всей душой болеет за это дело, проявляя завидную настойчивость».

Всякий раз знакомясь с производством, поражаешься и восхищаешься идеальной чистоте и порядку как в цехах, так и в подсобных помещениях и на территории. Именно с этой стерильности и начинается высокая точность и качество продукции. Полюбоваться своим новым детищем нам позволили задолго до начала торжественной церемонии. Технический эксперт Виталий Нахтигаль говорил о новинке восторженно, однако очень доступным языком.

Новый четырехцилиндровый двигатель серии ЕА 211 стал намного совершеннее своего предшественника (серии ЕА 111). В нем были изменены многие технические детали, что позволило снизить расход топлива, и главное — уровень выброса СО2 в атмосферу. Также мощность двигателя возросла до 81 кВт (110 лошадиных сил), и были серьезно усовершенствованы многочисленные его компоненты.

Журналисты обступили эксперта плотным кольцом и забросали вопросами. Конечно, хотелось узнать, есть ли в планах руководства сотрудничество с другими предприятиями региона. Ответ был уклончивым — пока оно налажено с Москвой и Нижним Новгородом. Но предприятие тесно взаимодействует с нашим филиалом МГТУ имени Н.Э. Баумана. И вообще проблема обучение здесь — на первом плане. Около 60% сотрудников уже прошли обучение на предприятиях концерна в Чехии, Германии, Польше. На заводе работает специализированный тренинговый центр, в котором сотрудники проходят обучение основным навыкам, к примеру, навыку «равноценного использования обеих рук»! Вот вам и ключ к разгадке экономических достижений немецкой нации — эффективность рабочего дня как раз и складывается из подсчета каждой затраченной минуты на пользу дела.

Итак, второе по счету предприятие ООО «Фольксваген Груп Рус» в Калуге вступило в строй. В его строительство инвестировано порядка 250 миллионов евро. Средняя проектная мощность составит 150 тысяч двигателей в год. Уже на сегодняшний день штат предприятия вырос на четыреста человек.

Завод оснащен современным высокотехнологичным оборудованием, имеет лаборатории контроля качества. Особенностью производства является использование современной и экологичной технологии сухой механической обработки металлических заготовок. Поставлять часть компонентов для изготовления двигателей нового поколения будут партнеры «Фольксвагена» — компании Fujikura и Nemak. В дальнейшем немецкие производители намерены расширить круг локальных поставщиков.

Думается, что потребность в двигателях будет огромной. Так, готовую продукцию уже ждут в Калуге на автозаводе для комплектующих моделей Volkswagen Polo и Skoda Rapid, а также на сборочной площадке в Нижнем Новгороде. Планируется, что уже с будущего года треть автомобилей, произведенных в России, будет оснащена калужскими двигателями.