Лазоревые родники

Ансамбль «Лазори» — любимец калужской публики, но теперь он обрел новое качество — лауреатство на Межрегиональном фестивале-конкурсе традиционной культуры, народного творчества и событийного этнотуризма «Троицкие обереги».

Проходил он в Серебряных Прудах, на границе Московской, Тульской и Рязанской областей. В форуме приняли участие тридцать девять коллективов!

В октябре в Казани «Лазори» выступят на Кубке мира хоровых коллективов. Возглавит оргкомитет Михаил Турецкий (руководитель «Хора Турецкого»).

Сегодня в «Лазори» входят энтузиасты: Юрий Качнов, Анжелика Тельян, Татьяна Ермакова, Татьяна Качнова, Людмила Журавлева, Елена Воробьева, Андрей Чайкин, Евгений Лазутин, Лариса Подзигун, Анна Белова. Основной принцип ансамбля — работа на своем, калужском, этнографическом материале, который добыт в экспедициях по области. В селе Нехочи Хвастовичского района обнаружили казачью песню, которая свидетельствует о том, что из тех мест крестьяне призывались в привилегированные пограничные части. 

Где же корни этого пышно цветущего творческого коллектива, прославляющего Калужскую землю? Тридцать лет назад его создала Галина Лупандина, заслуженный работник культуры России. Председатель правления Калужского регионального отделения Союза композиторов России, заслуженный работник культуры России Александр Типаков писал: «Галина Ивановна сумела создать свою концепцию развития песенного пласта нашего национального достояния, неповторимый по выразительности и колориту музыкальный стиль». 

Плодом многолетней аналитической и собирательной работы стал сборник «Кладовая радости земли Калужской». Из зияющей пропасти забвения фольклористы Е. Колесник-Ипатова, Н.Чичикина, Т. Ситько, М. Каргополова, Л. Самуйленко и Г. Лупандина спасли десятки песен, иногда поразительно архаичного содержания. Каждый текст имеет точный адрес — где именно была записана песня, в какой деревне, в каком районе.

Галина Лупандина писала: «Мы слышать жизнь должны уметь, как небо слушается Бога, как лунный свет зовет к мечте и светом полнится дорога». На страницах сборника и в исполнении «Лазорей» песни показаны на диалекте, говоре определенной местности, сохраняя, тем самым истоки языка. Не случайно такое пристальное внимание уделяли фольклору славянофилы братья Киреевские. Непременным участником «Киреевских чтений», научного форума, проходящего в Козельске, являются «Лазори», народный хор из деревни Дешовки, ансамбли «Млада», «Калузя», «Лизавица», «Роща».

Те, кто выступает на сцене, — певцы, а носительницы фольклора в деревнях — певуньи. Поражает в этих текстах многое. То, что муж к жене, жена к мужу обращаются уважительно, по имени-отчеству. То, что даже в игривых плясовых песнях верх фривольности — упоминание «кровати тесовой», «перины пуховой». В деревне Косарево Мосальского района о девице на выданье говорится: «Встрепыхайся, бела рыба».

Песня «Поехал муж во поле», записанная в деревне Черный Поток Людиновского района, говорит о том, что и в древности модницы вводили хозяйство в разор. Уехал муж в поле работать, а в село «наехали торгаши», и жена отдала им за белила, румяна, тушь и корову, и сено. Накрасилась, а муж, вернувшись, стал ее расспрашивать о переменах. Жена ответила, что румяна — от бани, бела — от просеивания муки, брови черны — от уборки золы, а сено ветер развеял.

О крепостном житье-бытье рассказывает песня «Кто у барина не жил», найденная в деревне Пятницкое Бабынинского района. Там же записана жалоба неведомой девицы о том, что милого «друга-разбойничка» посадили в темницу.

Как трогательны жалобы давно ушедшей девушки из деревни Дуброво Кировского района, у которой милый уехал на заработки в Москву.

Архетип незапамятной древности донесла до нас свадебная песня из того же села «У нас раным-раненько». Невеста стоит и плачет на белом камне посреди бурной реки, а жених снимает ее, спасает.

Игривая строевая песня «Ой да из-за леса» повествует о диалоге солдата и девушки, причем он допытывается у Маши: «Дома ль маменька твоя?».

Прямо по доктору Фрейду жалуется девушка из деревни Хотьково: «Гуляла в садочке, сколола ноженьку на деревочку», любил парень девушку, да недолго. В той же деревне сложена вознесенская песня про хоровод (карогод): если девушка в танце станет напротив пожилого — веночек на ее голове завянет, а напротив молодого — «веночек развянет».

Романс из деревни Клюксы Козельского района «Потеряла я колечко» повествует о плоде минутного увлечения — незаконнорожденном малютке.

Обычно величальные песни исполняются при входе невесты в дом жениха, но бедным приходилось «идти в зятья», и в той же деревне бытовала по этому случаю песня «У нас нонча непогожая неделя». А другой парень жалеет в напеве «Масленая»: «Ох, мясоед прошел, а я не женился!»

В селе Войлове Людиновского района была сложена песня «Закипела бутылочка с перцем» в назидание лентяйкам. В ней муж заглядывается на чужую жену, потому что своя — «на работу не корыстна»: «Люди в поле, ой, моя шельма дома, ой да люди пашут, эх, моя шельма пляшет».

Словом, народные песни насаждают желанные, выгодные для сохранения нации, страны паттерны, образцы поведения. «Лазори», пропагандируя чистые истоки культуры, не просто занимаются творчеством — они берегут саму Родину. Споем вместе!