Подлиз и ябед в лагере не любят

У ребят каникулы. Одни из них отдыхают у бабушки в деревне, другие с родителями на даче или у моря, третьи в загородном оздоровительном лагере.

А кто-то из школьников только готовится туда поехать.

Большинству детей нравится этот вид отдыха, но часть из них не может приспособиться к условиям лагеря, и буквально через неделю родителям приходится забирать их оттуда. Поэтому подготовить ребенка к коллективному отдыху нужно заранее, до начала смены.

Каким образом это лучше сделать, советует заведующая консультативно-оздоровительным отделением областного центра медицинской профилактики Эмилия УГАРОВА.

— В первую очередь необходимо приблизить распорядок дня школьника к режиму, который придется соблюдать в лагере. Не разрешайте ему залеживаться по утрам в постели, пусть делает утреннюю гимнастику, сам убирает постель и свою комнату. Питание должно быть традиционным, с завтраками, обедами и ужинами. Дети, которые питаются дома преимущественно бутербродами, полуфабрикатами, часто перекусывают между основными приемами пищи, долго привыкают к полноценному питанию.

— Важную роль в адаптации к условиям круглосуточного пребывания со сверстниками играет психологический настрой…

— Безусловно. Поэтому к сборам в лагерь надо отнестись спокойно, по-деловому, без лишней суеты. Расскажите ребенку о том, что у него там появится много новых друзей, с которыми он будет играть на свежем воздухе, отдохнет от компьютера и телевизора, приобретет навыки коллективных игр, например, футбол, пионербол, настольный теннис. Чтобы сын или дочь не скучали в первое время, дайте с собой любимую игрушку или книжку. В первый раз хорошо бы отправить ребенка в лагерь вместе с другом, подругой, братом или сестрой.

Для благоприятной адаптации имеет значение и физическое состояние мальчика или девочки. Замечено, что спортивные, физически развитые дети быстрее входят в коллектив, чаще становятся лидерами. А вот возраст детей не так важен. Порой малыши даже быстрей входят в ритм лагеря, чем подростки.

— Но это во многом зависит от личности педагога, вожатого?

— Абсолютно верно. Хорошо, если педагог будет относиться к детям с пониманием, терпением. Неплохо бы родителям познакомиться с воспитателем, рассказать ему об особенностях характера ребенка, о его сильных и слабых сторонах. Обычно процесс приспособления к новым условиям проходит в три стадии: тревога, сопротивление и стабилизация. Если же стабилизации не происходит и ребенок не может привыкнуть к режиму, новым отношениям или он чрезмерно привязан к родителям, его следует немедленно забрать домой, иначе он может отреагировать болезнью.

— Коллектив подростков избирателен и порой отторгает сверстников. Как быть в этом случае?

— Вне коллектива чаще всего остаются ребята надменные, заносчивые, вспыльчивые, грубые. Так что им надо делать выводы. Иногда в изоляции могут оказаться и слишком правильные дети — любимчики педагогов, если дети считают их подлизами, ябедами. У большинства детей адаптация проходит благоприятно и достаточно быстро, без особых эмоциональных трудностей. Они не просятся домой, не уговаривают родителей приезжать почаще.

— Эмилия Борисовна, в июне и уже в этом месяце вы со своими коллегами побывали в оздоровительных лагерях. Ваши впечатления?

— Группа специалистов центра: психолог, педиатр, заведующий отделением по разработке и внедрению профилактических программ и оздоровительных методик, ездила в «Сокол», «Ласточку», спортивный лагерь «Смена», собираемся в «Витязь», «Белку». Работаем со всеми отрядами. С младшими ребятами проводим интерактивные занятия по ранней профилактике курения с элементами тренинга по отказу от первой предложенной сигареты. Обучаем их также гигиеническим навыкам.

С детьми средних отрядов проводили занятия «Здоровый образ жизни — это здорово!», а также по ранней профилактике курения и употребления алкоголя. В старших отрядах много внимания уделяем профилактике вредных привычек, влияющих на репродуктивное здоровье.

— Им это интересно?

— Еще как, особенно девочкам! Они задают много вопросов даже после занятий. Например, можно ли ребенка до 2 — 3 лет держать в памперсах, как это скажется на репродуктивном здоровье мальчика? Волнуют девчонок также проблемы сохранения красоты, ухода за кожей в период полового созревания, когда одолевают угри, прыщи. У мальчишек свой спектр вопросов, например, по анаболикам, как они влияют на здоровье. В июне в лагере дневного пребывания детей школы №14 проводили работу по ранней профилактике курения и употребления алкоголя.

— Как дети реагируют на это, ведь на дворе лето, им надо отдыхать, а тут вы со своими лекциями?

— Вы знаете, во-первых, у нас не лекции, мы стараемся строить работу в форме диалога. Во-вторых, в лагерях занятия проходят гораздо интересней. Как правило, мы устраиваемся где-нибудь на свежем воздухе, открытой веранде или в беседке. У нас идет живой диалог, заинтересованная беседа. В школах дети обычно уставшие, после уроков им хочется быстрей бежать домой, а тут они свободные, спокойные. Когда мы подъезжаем на машине, они уже издали бегут навстречу: «Ура, здоровый образ жизни приехал!». Мы ведь уже знакомы с большинством из них и по школе, и по лагерям дневного пребывания, когда они были поменьше.

— Много в этот раз детей, которым трудно давалась адаптация?

— Немного, но случаи такие были. Воспитатели обращались к нам с просьбой дать советы, рекомендации. Второклассник Миша, к примеру, впервые приехал в лагерь, и первые дни ему давались с большим трудом. Он плакал, просился домой, звал маму. С мальчиком работал наш психолог, а также педагог. И не только с ним, но и с воспитателем, вожатым. В итоге все сложилось благоприятно. Миша привык, домой больше не хочет. Веселый, довольный. Нашел друзей, отдыхает с удовольствием.

Пребывание в лагере позволяет детям приобрести опыт взаимодействия с коллективом, опыт преодоления эмоциональных трудностей, вырабатывает готовность к контакту и диалогу. От всей души желаю детям полноценного здорового отдыха, а их родителям покоя и благополучия.