Пчелиная терапия и полба на обед

Продолжаем наш рассказ о самых замечательных уголках Калужского края. Сегодня мы едем в старинный Боровский район.

Первая остановка — экопасека «Пчелка». Нас встречает хозяин Василий Васильевич Макашин, веселый человек, кстати, профессор Тимирязевской академии, великий знаток всего того, что связано с пчелами и их лечебным продуктом. Это, наверное, был единственный случай в моей жизни, когда мёдом можно было наесться вдоволь. Чтобы не быть искусанными, на нас надели шляпы с сеткой и повели… полежать на кровати.

Одинаковые маленькие домики построены не ради украшения — там предлагают гостям полечиться. Магнитно-резонансная терапия — это не болезненная процедура, а удовольствие от аромата, которым заполнено помещение, и мерного жужжания. Не пугайтесь — пчелы вас не жалят, они живут внизу, под вами, и точно концентрируются вокруг больного органа. Но разлеживаться нет времени, идем дальше в сторону оригинальных финских ульев (их больше ста), которые абсолютно не похожи на наши пчелиные домики.

Василий Васильевич может часами рассказывать о технологии содержания своих крылатых подопечных. И, конечно, о великой пользе сладкого продукта, производство которого весьма трудоёмко. Агрегат — своеобразная мясорубка. Ручку крутят, а из краника течет настоящий мёд. Нам была предложена научная дегустация всевозможных сортов. Но пробовать нужно было не ложками по-обжорному, а маленькими порциями, смешивая пыльцу или ореховую муку с мёдом. Лакомство по желанию можно было запивать медовухой.

В самое ближайшее время на экопасеке будут открыты баня и гостиничный дом, уже и мебель завезена. Вся эта красота расположена на берегу пруда, в двух шагах — лес. По всей территории можно ходить, не по пыльным дорожкам, а по цветным досточкам.

«Уваровские пруды» расположены с «Пчелкой» по соседству. Василий Градусов привлекает отдыхающих рыбой. Всякой: от карпа и толстолобика до осетра, которого, кстати, ловят на куриную печень. Поначалу даже не поверили, но когда на стол вместе с ухой положили на блюдо запеченного рыбного короля, пожалели рыбку: как она, южанка, зиму-то переносит? Оказывается, до начала холодов осетров всех вылавливают, а по весне запускают новую малышню.

Нам показали сома, вес которого — более шести килограммов. Сколько других его собратьев в огромном водном пространстве, можно судить по тому, как вся эта братия плещется, выпрыгивая подышать. Представляю, как мне завидуют рыбаки, просиживающие на берегах Оки и водохранилища часами ради ничтожной плотвички. Правда, они ее ловят бесплатно, а на этой туристической базе следует заплатить. К примеру, вылов осетра обходится в девятьсот рублей.

По пути к новому туробъекту «Ос-тров» заехали в Боровск, где вот-вот откроется туристический информационный центр, руководит которым иконописец-реставратор, глава Гильдии боровских ремесленников Владимир Кобзарь. На территории района действует около двадцати туристических объектов. Старинный город может пригласить не только на берега рек и лесные поляны с уютными гостевыми домиками, но и в многочисленные храмы и музеи. С крутого обрыва открывается вид на два старообрядческих храма (известный протопоп Аввакум — из этих мест), вдали — Свято-Пафнутьев монастырь. Но вот старинных боровских домов не видать — город во многом имеет современное обличие.

Деревня Бутовка тоже выглядит по-новому. На бывших болотах красуется агрокомплекс «Остров». Нетрудно догадаться, что здесь много воды (три пруда), мостков, переходов и, конечно, рыбы. А красивый парк вокруг деревянных домиков (со всеми удобствами!) снабжен разнообразными объектами развлечений: тир, арбалеты, мини-гольф и т.д. Но самое-самое — это, конечно, баня по-черному — всё для семейного отдыха. Есть на территории одно красивейшее место, куда ведет тропа, выложенная деревянными кругляшами. Шумят березы, шумит вода. Одно только но — эти места для себя облюбовали поганцы-бобры, которые завтракают и обедают стволами деревьев. И нет на них управы.

Кто-то, возможно, меня одернет — сколько можно о еде! Но здесь не могу удержаться — в «Острове» нас кормили обедом, приготовленным в русской печи. Все было вкусно, но особенно понравилась каша, только никто не мог определить крупу: перловка, пшеница, чечевица? Оказалось — полба! Вспомните Пушкина и его сказку. Мы и забыли, что в старину на Руси такие каши были в чести.

«Белая цапля» была нашим последним пунктом маршрута. Опять же огромные два озера, полные рыбы, чудный лес с деревянными скамейками, качалками, детскими избушками. Над водной гладью летали цапли, а ласточки расселились везде, где хотели, слегка портя полировку полов веранд. В домиках в эти дни пустовато, но настанут выходные, и окрестный лес заполнят приезжие москвичи. Кстати сказать, и во всех предыдущих местах, где мы побывали, отдыхать в Боровский район едут жители столицы. Очень обидно, тем более что у того же Макашина проживание с завтраком обходится всего семьсот рублей в сутки. Неужели в Тунисе, где разгул бандитизма, дешевле?!

Когда мы прощались с гостеприимным Боровским районом, нас попросили назвать главный бренд Калужского края. Называли рыбалку, конный и водный спорт, лечебные пасеки, ночевки на сеновале и даже зимние катания на собаках. Все это имеет место быть. Но, на мой взгляд, главная прелесть наших мест — это изумительный воздух и полная безопасность — у нас не стреляют!