Не кнутом, а пряником

Аналитики от демографии предрекают: впереди нас ждет очередная «яма», связанная с уменьшением числа молодых пар.

Дело в том, что в репродуктивный возраст вступает малочисленное поколение девяностых годов. Что можно сегодня сделать, чтобы избежать демографической катастрофы?

Не зря говорят, что прогнозы — дело неблагодарное. Не хочется уподобляться нашим синоптикам, а также оказаться на месте тех предсказателей, которые пугали тем, что к 2014 — 2015 годам население России подтает до 136 миллионов. На деле оказалось, что нас, с учетом Крыма, — 146 миллионов! Что касается Калужской области, то прежние пессимистические выкладки также не оправдались.

Поэтому от прогнозов лучше отойдем — возьмем за основу факты и статистику, предоставленную нам в Калужском управлении ЗАГС и областном министерстве здравоохранения.

В Калуге в самом разгаре бэби-бум. За прошедшие полгода родилось 2617 малышей, что на 13 процентов больше, чем за такой же период прошлого года. Мы идем с явным опережением прошлогоднего графика, и может статься, что перекроем результат 2014 года. Тогда в областном центре был зафиксирован постсоветский демографический рекорд — 5012 новорожденных.

За счет чего или кого мы прирастаем? За счет молодежи 20 — 29 лет, которая произвела на свет более полутора тысяч детишек. Однако им на пятки наступают возрастные родители 30 — 39 лет, родившие в 2014 году почти тысячу малышей. Всплеск рождаемости среди мам за тридцать врачи связывают с желанием «попасть в программу материнского капитала». Не случайно в 2015 году количество появившихся вторых и последующих детей превышает количество первенцев на 9,3 %.

Для сравнения: в прошлом году количество первенцев в калужских семьях было больше, чем вторых и третьих детей, почти на столько же процентов. Бум рождений (и беременностей, кстати) в этом, а возможно, и в следующем году можно с определенной долей вероятности предсказать, так как через полтора года истекает срок программы по материнскому капиталу. Продлят ее или нет, люди не знают, но на всякий случай рожают сейчас.

Помнится, за год до введения МСК, в 2006 году, мы проводили опрос среди специалистов, как-то связанных со сферой деторождения. Было немало скептиков, говоривших о том, что наши женщины даже за деньги не поступятся обретенной свободой ради второго (и последующего) «спиногрыза». Другие отмечали: 250 тысяч рублей (на тот момент) — маловато. И только одна из заведующих калужских консультаций оказалась права: «государственный заказ» на детей вкупе с денежным подспорьем сыграет свою роль. Так и получилось. Розовощекие «капитальчики» помогли решить квартирный вопрос уже около десяти тысячам земляков, а еще двадцать тысяч обладателей материнских сертификатов пока не определились, но явно надеются потратить его с пользой и выгодой для себя.

Таким образом, материальная форма поддержки рождаемости успешно сработала, но ее эффективность постепенно будет снижаться. Те, кто потратил капитал, успокоятся на «достигнутом» и вряд ли захотят рожать третьего ребенка без веских на то оснований. Разве что подвигнет к этому желание получить бесплатно в собственность участок для дальнейшего улучшения жилищных условий. Что ни говори, а земля — хорошее, пусть и хлопотное, подспорье в семейном деле. К тому же в нашей области работа по выделению участков для многодетных ведется активно, и есть надежда, что так оно и будет в дальнейшем.

Сегодня на рождаемость в областном центре влияет большой приток переселенцев из стран бывшего Союза. По данным управления ЗАГС, в этом году родилось 46 детей от граждан Украины, 44 — от граждан Узбекистана и 31 — Армении. Количество детей, родившихся у иностранцев, почти на 55 процентов больше, чем в предыдущем году. Таким образом, национальный состав Калуги год от года становится все многообразнее.

Однако надеяться, что выходцы из других стран смогут решить нашу национальную проблему, не стоит, тем более что это явление несет с собой вполне определенные, серьезные проблемы в будущем.

По подсчетам экспертов, для того чтобы все-таки избежать демографической ямы через 5-6 лет, в области потребуется поднять коэффициент рождаемости до двух детей на одну женщину, а пока что он составляет чуть выше 1,6. Решить проблему можно было бы за счет снижения числа абортов.

Так, в прошлом году Калуга за счет искусственного прерывания беременности недосчиталась 3600 человек, а область — 5594. То есть если следовать статистике, число новорожденных в регионе могло бы быть примерно в полтора раза больше!

Мы далеки от того, чтобы навязывать читателям мнение о пагубности всех абортов. Как известно, аборт аборту рознь. Какие-то из них спасают чью-то репутацию и семейный кошелек, а другие — жизнь женщины. И все-таки мысль о «потенциальных» детях закрадывается, заставляя искать пути снижения этих «минусовых» показателей.

По информации из регионального минздрава, в Калужской области применяется комплекс мер по сохранению репродуктивного здоровья, профилактике абортов и повышению мотивации к деторождению. Проводятся акции «Подари жизнь», мамам в роддоме вручаются памятные подарки. Психологи, батюшки и врачи ведут с женщинами беседы о пагубности абортов.

Однако на деле процесс антиагитации в лечебном учреждении выглядит не слишком убедительно. А стоит ли уговаривать не делать прерывание беременности, если женщина объясняет свое нежелание иметь ребенка трудным материальным положением, отсутствием жилья и прочим?..

Как правило, если посетительница консультации уже имеет детей, ее никто не увещевает, а быстренько предлагают платный аборт. Его цена в медицинских учреждениях — от 2000 тысяч рублей. Самый «легкий и безболезненный» — медикаментозный, стоит около 6000 рублей. Как бы меня ни убеждали в том, что врачам это невыгодно, не поверю.

Печально, что медики о последствиях лекарственных абортов не особенно-то и сообщают. Говорят, что он наиболее щадящий, а дальше — читайте в интернете! Причем пациентке на обдумывание отводится всего ничего, ведь он делается на самых ранних сроках беременности. «Решайтесь, иначе пойдете на «выскабливание!» — пугают гинекологи. Многие соглашаются, несмотря на дорогостоящие лекарства. Что поделаешь — для здоровья-то полезнее!

Странный метод борьбы с абортами, не правда ли? После этого некоторые неосмотрительные любительницы незащищенного секса умудряются проходить эту процедуру по два-три раза в год. Кое-кто вообще приобретает препараты самостоятельно и решается на его проведение в домашних условиях, несмотря на то что последствия могут быть летальные.

Понятно, что запретительными методами проблему не решишь. Может быть, памятуя, как результативно сработал метод вознаграждения в ситуации с материнским капиталом, пойти по тому же пути и продумать систему поощрения врачей, способствующих реальному уменьшению числа абортов? Ведь смогут, если захотят.