Мой любимый Ипполит

От трагедии до водевиля — таков диапазон актерского мастерства народного артиста СССР, лауреата двух Государственных премий Юрия Яковлева.

Даже когда мы его не видим в кадре — его голос — он такой единственный. Вспомним «Стариков-разбойников», «Берегись автомобиля». Это ведь за кадром — дивный бархат изумительного актера!

Щегольской шейный платок, элегантная тросточка, прямая спина и, конечно же, голос, от которого у поклонниц кругом шла голова и подгибались ноги — таким он оставался до последних дней. А в далеком 43-м московский мальчик, возвратившийся домой из эвакуации, голодал, была даже угроза дистрофии. Школу пришлось бросить и доучиваться в вечерней. Семья еле сводила концы с концами. Пошел работать. Знакомые устроили Юру в гараж американского посольства. Мыл, чинил машины, быстро научился управлять джипом, на котором разрешалось покататься по Москве. Что он и делал, млея от счастья, с друзьями.

Вполне понятно, что дипломатическое окружение и незнакомая речь его гаражных сослуживцев подтолкнули его к изучению иностранного языка. Юный Яковлев мечтает поступать в МГИМО (тогда это был факультет при МГУ). Но передумал и сам это объяснить не может. Наверное, это был некий знак свыше — стать актером. ВГИК его не принял: «некиногеничен» — таков был приговор. Идет в Щукинское училище. Снова провал. Там к нему придрался Владимир Этуш: «Идите, юноша! Вас ждут фабрики и заводы!». Но за него вступилась эксцентричная Цецилия Мансурова: «Посмотрите, какие у него глаза!».

Эти синие яковлевские глаза — сколько потом они сгубят женских сердец! А пока их заприметил всемогущий Иван Пырьев. Не один год он искал актера, который был бы в его представлении настоящим князем Мышкиным в экранизации «Идиота». А позже говорят, что опять же Пырьев буквально прополз на коленях по ковру кабинета к ногам Яковлева, уговаривая его сняться у Эльдара Рязанова. Режиссером была задумана «Гусарская баллада», Яковлеву предстояло стать поручиком Ржевским. Это был как раз тот случай, когда кинообраз становится народным, а имя нарицательным. 

Но не меньше прекрасных ролей (более шестидесяти) Яковлев сыграл в родном Вахтанговском театре, которому был верен всю жизнь. Лично я, будучи студенткой, ходила на «Принцессу Турандот» раз восемь. Из-за Яковлева и Василия Ланового. Тогда, конечно, я не знала, каких трудов стоило главному режиссеру Рубену Симонову добиться такой искрометной комедийности спектакля. Шли репетиции, но все получалось неинтересно. Как-то в театр заглянул Аркадий Райкин. И тоже подтвердил: «Не смешно!». А потом достал газету и попросил Яковлева прочесть текст шепелявя. И получилось то что надо! 

Именно этот яркий стиль импровизации Яковлеву позже пригодился в его работе над двумя диаметрально противоположными образами — царя Ивана Грозного и управдома Бунши. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» весь соткан из великолепных крылатых фраз — плод придумки Леонида Гайдая и Яковлева. «Царь. Очень приятно. Царь…», «Я требую продолжения банкета!», «Оставь меня, старушка, я в печали», «Вот что делает животворящий крест!», «В милицию замели. Дело шьют». Их можно цитировать до бесконечности, а потом начать новый список крылатых хохм из бессменной «Иронии судьбы», которая у россиян давно идет в качестве приправы к новогоднему столу вместе с салатом «оливье». Так кто же все-таки самый-самый у Яковлева: царь или Ипполит? Последний мне милее. А сам актер своей лучшей ролью считает Стиву Облонского из «Войны и мира».

А теперь о главных женщинах артиста. Он говорил так: «В молодости я влюблялся — и тут же женился, влюблялся — женился… Потом понял, что жениться и необязательно. В общем, перед красивой женщиной я устоять не мог». Официальных жен у Яковлева было три, и это давало повод злым языкам упрекать его в многоженстве. Первой была врач Кира Мачульская, родившая ему дочь Алену, которая стала замечательной актрисой. И ее дочка Маша выбрала профессию матери, возможно, потому, что имела двух звездных дедов — Юрия Яковлева и Михаила Козакова.

Есть интересные сведения, как народный артист Союза, человек очень скромный и щепетильный, рискнул обратиться «в верха» с просьбой «немножко расширить жилищную площадь». «О чем речь?!» — воскликнули в райисполкоме и отослали его в райком партии. Но Яковлев был беспартийным, и стало понятно — жилья ему не видать! Пошел на отчаянный риск и записался к самому министру культуры Петру Демичеву. Тот был обескуражен: такой знаменитый актер живет в клетушке! «Я бы вам дал и особняк», — сказал сразу и отослал Яковлева в нужный кабинет за ордером на четырехкомнатную квартиру.

Но жилье не спасло первый брак — дочь знаменитого Райкина Катя становится второй женой синеглазого красавца. Случилось так, что Кира узнала о романе мужа, будучи беременной. Но и Катя тоже готовилась стать матерью. Бесшабашный папаша в это время блистал на подмостках Вахтанговского и очаровывал зрителей-киноманов. Вообще-то Яковлев в этом плане себя не одобряет, признается, что виноват здорово перед двумя женщинами, но и они тоже не были святыми…

Последней женой нашего Ипполита стала горячо любимая главрежем Рубеном Симоновым заведующая театральным музеем Ирина Сергеева. Без нее он не начинал ни одну репетицию. Каково же было ему узнать, что у него из-под носа Яковлев увел его богиню! Вместе они счастливо прожили около пятидесяти лет. Ирина была умна, терпелива и на многое умела просто закрывать глаза.

Ловелас, многоженец, пьяница. Такими эпитетами снабжали его авторы многочисленных анонимок, которые рассылались и на «Мосфильм», и в министерство культуры — везде. Яковлев смотрел на все это с иронией, как и на анекдоты про поручика Ржевского. Он иногда даже знал авторов этих рукописей — в театре они ему улыбались, хлопали по плечу, хвалили за удачную работу в кино, сиживали с ним в буфете. Могла бы случиться неприятность и посерьезнее, когда Яковлев получил приглашение в Голливуд на роль Христа. Вначале Пырьев его на это благословил, но потом спохватился: «Ты с ума сошел?! Советский актер не должен играть Христа в Голливуде!»

Одна из последних работ артиста — фильм «Казанова». И здесь критика не упустила возможность куснуть сексапильного любимца публики, усмотрев явные биографические параллели с героем ленты. Ну а финальное появление на экранах Ипполита в продолжении «Иронии судьбы» ни у кого не вызвало восторга. 

Знаменитый вахтанговец ушел из жизни на 86-м году жизни. Он оставил на земле своих любимых детей, внуков, которые вслед за ним стали служителями Мельпомены. Так что в его уходе нет трагических нот. Он тратил себя в жизни легко и радостно. Играл с невероятной простотой, красиво, тонко, с иронией. Но мог, забыв о престиже и высоких званиях, озорничать и хулиганить на театральных капустниках. Или, надев резиновые сапоги, ватник, взять палку, ведро и уйти в лес за грибами.