Долгая дорога домой

Может ли сегодня прожить сельское хозяйство без инвесторов? Без их широкой финансовой поддержки, без их старания вытащить пошатнувшиеся хозяйства и возродить заброшенную землю. 

Недавно мы познакомили вас с молодым ученым-растениеводом Олегом Ременным (ООО «Зеленые линии») из дальнего Барятинского района, который на полях развалившихся колхозов творит настоящие чудеса. И тогда мелькнула мысль: пусть хоть одно хозяйство раскрасит довольно унылую картину сельскохозяйственных достижений района…

Главный барятинский аграрий Сергей Журавлев решил развеять миф о беспросветном отраслевом торможении. И на этот раз нашему удивлению не было предела. Составил целую программу пресс-тура, и начали мы знакомство с районными нововведениями с «Китежа». Именно на территории знаменитого детского поселения зародилось фермерское хозяйство. О великолепном опыте построения сиротского сообщества мы писали не раз. Но в основном упор делался на педагогику. А тут — коровы, пашни, молочная переработка. Зачем это понадобилось главе многодетной семьи Владиславу Терентьеву?

Закончив курсы обучения начинающих фермеров, он составил хороший бизнес-план и получил первый грант около миллиона рублей. Шесть коров уже стояли на общественном дворе, купил кое-что из техники, а в голове уже роились планы приобретения элитного скота. Вроде бы это и ни к чему, ведь молочная продукция фермы не предназначена для продажи — только ради здорового питания восьмидесяти юных поселенцев «Китежа». Но Владислав Анатольевич имеет на этот счет свою точку зрения — дух бывшего моряка не привычен к жизни в тихой гавани.

Кроме коров в хозяйстве проживают еще и овцы, которых он пригласил молодецким свистом, а те веселой гурьбой в мгновение оказались возле хозяина. Вы не поверите, но эта блеющая когорта в общине проживает не ради шашлыков. Их функция иная — они «косят» траву. Ведь овца способна сжевать всю проросшую с весны зелень с быстротой хорошей косилки. Но машина требует электроэнергию, а овца бесплатно «подстрижет» всю округу. Съест одну поляну — переведут на соседнюю. И так далее.

Пока Терентьев справляется с небольшим хозяйством: сам тракторист, сам менеджер. Ему в помощь подрастают двое приемных сыновей — Леша и Саша, которые буквально по пятам ходят за отцом. Он в них верит — это его будущие помощники. Ну а как без подсказок специалистов? Спасибо, районная администрация ни в чем не отказывает, а сам начинающий фермер уже познакомился с Ременным из «Зеленых линий» и, конечно, с главой фермерского сообщества Александром Саяпиным. 

Аграрный туризм — этот сектор экономики пока еще делает первые шаги. Где-то уже бывали, посмотрели, что-то было интересно. Но то, что увидели на месте убитой деревни Шопотово, имеет право стать известным даже и за пределами нашей области. Как назвать Сергея Тырина? Бизнесмен-инвестор? Аграрный экспериментатор? Эколог и орнитолог широкого профиля? Сам себя он называет фантазером. Но в этом определении есть оттенок несбыточного, придуманного ради собственной блажи. А Сергей Иванович из породы людей, у которых на первом месте в жизни — веление Совести.

Родом он как раз из этой самой сгинувшей в вечность деревни. Здесь он рос, в речке ловил щук, в Шопотове было полно народу и роскошных фруктовых садов. На противоположном берегу речушки одиноко стоит полусгнивший домик его дяди. И все. Хотя, нет — на территории его будущего комплекса яблони живут и плодоносят по сей день. 

Нас встретил птичий гомон такой мощности, что в общем хоре было трудно распознать, кто же такой безумный оратор. Оказывается, это цесарки, болтающие друг с другом без устали. Тише и достойнее ведут себя фазаны. Сколько их! Королевские, серебряные, золотые, охотничьи, голубые. Они спокойно демонстрируют свою красоту, сидя в просторных вольерах. Точно так же достойно ведут себя и павлины, часть которых свободно разгуливает по зелени дворовых лужаек. Неужели этих царственных птиц не берет зависть, глядя на плавающих в пруду уток и гусей?!

Вы думаете — это всё, что в перспективе Тырин намерен показывать приезжим гостям? Да нет, у него еще и кролики, и коровы с овцами, и петухи-куры самой немыслимой красоты оперения, а вскоре появятся и олени. Есть и пчелы. Мёд здесь вы можете отведать, не опасаясь, что он с традиционно базарной примесью сахара. Это все уже есть на месте будущего агропарка. И можно уже взглянуть на один из домиков, уютных, деревянных, обставленных со вкусом. Над устройством будущего комплекса работают московские архитекторы и дизайнеры. Кому-то из них, видно, и пришла в голову мысль вместе с традиционными постройками соорудить подземные домики хоббитов, похожие на норки. Пусть приехавшие поживут в обстановке сказки и некой тайны.

Как всё замечательно, подумаете вы, как всё отлично придумано! Но спустимся на землю и откроем технологию рождения громадного предприятия. Не зря я не стала причислять Тырина к категории инвесторов. Ведь они берутся за реализацию программ ради последующей прибыли. А Сергей Иванович пришел на свою родную землю только с собственным капиталом, не прося ни у кого ни гроша. В это просто невозможно поверить! Но он рассудил вопреки всем нынешним канонам морали так: здесь жила мать, здесь он вырос и стал тем, кто есть сегодня. А потому он не хочет, чтобы Шопотово исчезло из памяти людской. 

Журавлев подтверждает — все так и было. Тырин тратил бешеные средства и не состоял как предприниматель ни в какой программе, которая предусматривает некие субсидии. Он даже не имел своей бухгалтерии. И вот теперь он обращается к районной администрации с просьбой посодействовать в скорейшей проводке газа, строительстве дороги. Дамбу, так для него необходимую, он уже строит. Она нужна была еще в прошлые годы, когда Тырин всё только начинал. Но тогда почему-то районную власть это не заинтересовало. А вот нынешняя понимает весь масштаб затеянного, и потому работа идет ускоренными темпами.

И все же для Тырина дорога домой получилась долгой. Но не тяжелой — эта его удивительная затея ему в радость. Но участвовать в этом все же высшая региональная власть должна, учитывая принцип помощи тем, кто работает. Итак, на территории Барятинского района, примерно на пятистах гектарах земли, будет создан удивительный парк, ничем не хуже, чем в Жуковском районе. Только там — Парк птиц, а у Тырина — настоящий Ноев ковчег на земле, которую он не хотел видеть умершей.