«Промприбор»: девяностые возвращаются?

Работники калужского предприятия объявили забастовку из-за невыплаты им заработной платы.

В редакцию газеты обратился калужанин Владимир Анатольевич Хохлов. Он рассказал о том, что родное предприятие «ЗАО НПО «Промприбор», на котором он отработал сварщиком 15 лет, задолжало ему заработную плату почти за три месяца. 

Владимир Анатольевич — пенсионер и, по крайней мере, получает пенсию, на которую можно худо-бедно прожить. А как жить и кормить детей молодым работникам предприятия? Чем отдавать кредиты?..

По словам Хохлова, работники научно-производственного объединения обращались и в трудовую инспекцию, и в прокуратуру, но задолженность не сокращается. Между тем сказать, что они вообще никаких денег не получают, нельзя. Начиная с января, им несколько раз перечисляли на карточки непонятные суммы. Так, последний раз пришло семь тысяч рублей (при том, что «должок» за предприятием каждому рабочему уже перевалил за сто тысяч рублей). 

Периодически работников отправляют в простой «по вине работодателя», который должен быть (когда-нибудь?) оплачен в размере двух третей ежемесячного заработка.

Сейчас на предприятии осталось 118 человек. За пять месяцев сами ушли более тридцати человек. При этом уволившиеся до сих пор так и не получили положенной им при расторжении трудового договора всей причитающейся суммы.

Положение осложняется тем, что ЗАО НПО «Промприбор» является частью холдинга «Теплоком», головной офис которого находится в Санкт-Петербурге. Намного труднее отстаивать свои трудовые права, если до хозяина предприятия нельзя, что называется, ни достучаться, ни докричаться. 

 Мы попросили прокомментировать сложившуюся на предприятии ситуацию операционного директора ЗАО НПО «Промприбор» Игоря ТИТОВА. Он объяснил причину сложного финансового положения общим кризисом в стране и тем, что калужский филиал «Турбокона» во многом зависит от заказчиков — бюджетных организаций, которым в этом году существенно сократили финансирование. По его словам, руководство предпринимает усилия по выходу из сложной ситуации:

— За апрель мы выплатили нашим работникам зарплату за январь. В мае погасим задолженность за февраль. Аванс за этот месяц уже проплатили. Пока в полной мере мы не можем рассчитаться по долгам с людьми, так как вынуждены выделять имеющиеся средства и на поддержание производства, чтобы оно окончательно не остановилось.

Мы позвонили в прокуратуру Калуги, с тем чтобы выяснить, какие меры предпринимаются нашей правоохранительной системой, для того чтобы защитить работников «Промприбора». Ответ был следующим:

«Прокуратура города Калуги провела в марте 2015 года проверку исполнения трудового законодательства в ЗАО НПО «Промприбор». Установлено, что организация имеет задолженность по заработной плате перед работниками в размере свыше 7 млн 700 тысяч рублей.

Незамедлительно в целях устранения нарушений прокурор города внес генеральному директору ЗАО НПО «Промприбор» представление, направил в суд в интересах граждан к ЗАО НПО «Промприбор» 206 заявлений о вынесении судебных приказов.

Заявления рассмотрены и удовлетворены. По представлению прокурора виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, задолженность в размере 4 740 243 рублей погашена…»

Вопрос исполнения законодательства об оплате труда ЗАО НПО «Промприбор» находится на особом контроле прокуратуры города Калуги.

Одновременно Государственной инспекцией труда в Калужской области привлечены к административной ответственности за нарушение трудового законодательства генеральный директор ЗАО НПО «Промприбор» и юридическое лицо ЗАО НПО «Промприбор» и штрафованы в размере двух тысяч рублей и 50 тысяч рублей соответственно.

Как нам стало известно, с 18 мая персонал калужского филиала предприятия объявил забастовку: люди требуют вернуть им заработанные деньги, оплатить отпуска. Многие из них написали заявление в суд.

«Промприбор» — уже не первая «ласточка», которая ознаменовала вхождение нашей области в экономический кризис. Ряд других калужских предприятий работает сегодня по сокращенному графику.

Тревожная информация то и дело подсказывает ассоциации с девяностыми годами прошлого столетия, когда люди на производствах по полгода сидели без заработанных денег. Неужели такое возможно в наше время, при новом Трудовом кодексе и ужесточении законов о защите прав работников? 

К сожалению, в нашем правовом государстве все еще в ходу старая пословица о законе, которым можно вертеть во все стороны… Не хотелось бы, чтобы так было и на этот раз, поэтому мы будем пристально следить за развитием событий на «Промприборе».