Вечный щит хлеба

Кто освободил Русь от монголо-татарского ига? Хлебопашец и куль хлеба. Об этом напоминает исчерпывающая экспозиция в доме Батенькова, посвящённая 535-летию обретения независимости Руси.

Все «проходили» в школе «Стояние на Угре», а не мимо ли? Для калужан, всех жителей области эти события должны быть предметом особой гордости.

Александр Пугачёв, член клуба исторических реконструкций «Дружина Рысь», так ярко представил приёмы боя саблей, палицей, топором, что участникам открытия экспозиции стало ясно — есть и ныне защитники у нашей земли. При ближайшем рассмотрении оказалось, что кольца кольчуги не просто спаяны, они проклёпаны насквозь, что даёт особо прочное соединение, защищая тело воина.

Художник Владимир Арепьев, чьи пейзажи мест тех героических событий были представлены в экспозиции, тут же примерил шлем: «Я всегда хотел узнать, хорошо ли в нём слышно». Слышимость оказалась прекрасной, а вот общение затруднительно — голос воина гулко отдаётся о стенки шлема.

Особый интерес представляют подлинные предметы эпохи, откопанные не только на месте «Стояния…», но и по всему ареалу боёв — на городищах Спас-Городок, Воротынск, Тарусском, Великом Кременце (месте ставки Ивана III), селище Дешевки.

Мирные предметы — пряжки, кольца, костяные гребни, фрагменты глиняных игрушек и горшков, серьги, обувные подковки, навесные замки — соседствуют с оружием.

Вот фрагмент сабли, а вот ядра пищалей, тех самых, что помешали войску ордынцев переправиться через Угру. Дело в том, что термин «стояние» не отражает реалий истории.

Так как же дело было?

Формально «Стояние на Угре» считается моментом окончания на Руси татарского ига. Всё началось с того, что в 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам.

У Тарусы захватчики были отброшены многочисленной ратью, были отбиты попытки переправиться через Оку. В отместку враги сожгли и разграбили город Алексин, но цель похода не была достигнута.

В 1476-м году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё.

Хан Ахмат сговорился с польско-литовским королём Казимиром IV, и тот атаковал западные границы Московского государства, разорив Псков. А внутри княжества не дремала «пятая колонна» — братья Борис Волоцкий и Андрей Большой восстали, недовольные укреплением центральной власти. Этим и воспользовался для новой атаки хан Ахмат, выступив осенью с новыми силами.

Как разведали историки, боярская верхушка думных бояр раскололась на партию «сребролюбцев богатых и брюхатых», сторонников бегства, и патриотов, сторонников сопротивления.

Иван III начал собирать войско к берегу Оки. 23 июня в Москву из Владимира была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войска Тамерлана в 1395 году.

Литовский проводник беспрепятственно провёл войско Ахмата через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Казимир IV, обещавший помощь, струсил, а крымские татары помогли союзникам, отвлекли русские войска, напав на Подолию.

«Разведка доложила чётко», и Ахмат решил обойти укреплённую Оку, вторгнуться на Русь через Угру. Иван III получил сведения об этом, направив своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к берегу Угры.

30 сентября совет князя, митрополита, бояр решил «стоять крепко за православное христьянство противу безсерменству». 

Тут и мятежные князья одумались, присоединили свои рати к войску. Чтобы обезопасить тыл, татары захватили Мценск, Одоев, Перемышль, Воротынск, Залидов, Мещовск, Серенск, Козельск…

С 8 сентября ордынцы безуспешно пытались форсировать Угру, началось «Стояние…». Иван III тянул время в переговорах, он знал, что провиант ордынцев — овцы, и они съели траву в лагере самой земли. Русское же войско снабжалось мукой и зерном из великокняжеских житниц.

Отощавшие ордынцы начали отход 11 ноября, а 6 января князь Ахмат был убит тюменским ханом Ибаком, и Орда начала стремительно распадаться.

Так что, уважаемые читатели, российский Президент и Главнокомандующий знает, что делает, когда призывает восстановить продовольственную безопасность государства. Покупайте живые ёлки к Новому году! Делайте мётлы из берёзовых веток! Этими породами заросла за последние три десятилетия большая часть ополья, отвоёванная поколениями у доброй земли. 

Возрождение пашни-кормилицы — гарантия независимости Родины. Все на огороды! Майский день год кормит! Свой урожай — защита от многих превратностей судьбы. Не напрасно само имя хлебопашца на Руси — крестьянин, равнозначное христианину, защитнику веры и Отечества.