Песня барабанщицы

Эта пьеса шла на сцене Центрального театра Советской армии более 700 раз, ставилась по всей стране, по ней снят художественный фильм, в Калужской драме шла пьеса с любимой Полиной Ванеевой в главной роли, а теперь «Барабанщица» — премьера Калужского ТЮЗа.

Правда, здесь эта военная драма получила другое имя: «Запомните нас весёлыми». «Я себе представляю судьбу Нилы (центральной героини) как трагическую судьбу, которая оборвалась, как и жизнь барабанщика, не допевшего своей песни», — вспоминал автор пьесы Афанасий Салынский.

Он знал жизнь не из книжек, работал и на заводе, и в шахте, в войну был заместителем политрука, секретарём комсомольского комитета отдельного батальона. Замысел пьесы родился в 1943 году. «В одном из освобождённых городов России я встретил странную девушку. Удивительно было то, что насмешки и оскорбления людей, которые её окружали, она переносила с мужеством и каким-то весёлым азартом. Героиня вынуждена жить и бороться, временно сохраняя личину изменницы и предательницы».

О загадке героини, пьесы, тайнах времени мы поговорили с режиссёром-постановщиком Михаилом ВИЗГОВЫМ.

— Почему вы решили взяться за «Барабанщицу»?

— Для меня было долгом чести поставить спектакль о великой войне. Характер главной героини, разведчицы, — неожиданный. В детстве я, как и многие другие мальчишки, любил книги про шпионов. И многие образы в них были неживые, ходульные. Им трудно, но за их плечами — огромная страна, опора, для которой они — герои. 

В пьесе же Салынского ситуация вывернута. Когда город освободили от фашистов, то подпольщица, «немецкая овчарка, подстилка», стала изгоем общества. Она не могла раскрыться, не выполнив новое задание, обезвреживание диверсанта, оставленного фашистами на советской земле.

Нила Снижко — враг для жителей города, ведь у каждого из них есть потери! В неё бросают камни, подрывают гранатой, она оказывается в ситуации неимоверной тяжести. Война — испытание, человек идёт по узкой тропинке над пропастью, чтобы остаться человеком. 

В пьесе есть героиня Тузикова. Её легче всего подать, сыграть как абсолютно непорядочного человека. Но давайте подумаем о том, что она перенесла в оккупации. Работников заводов, учреждений эвакуировало государство. А остальным куда деваться? Чем питаться? 

Гибель Нилы Снижко не случайна, она её предчувствовала, столько накопилось невыносимо тяжёлых впечатлений. Друг предлагает ей уехать, но куда денешься от себя, от своей памяти.

Во время войны в людях культивируется ненависть: «И ярость благородная вскипает, как волна». Но война проходит, а ненависть остаётся в душах как сжатая пружина, и она может развернуться в любой момент, в ответ на любой раздражитель.

— То есть война окончилась не в 1945 году?

— Ещё в 50-е годы Смерш воевал на Западной Украине с диверсантами- националистами.

— Да, и потом десятилетия, и до сих пор выслеживают, устанавливают личности полицаев. За военные преступления нет срока давности, и в 1982 году повесили палача Васюту, жегшего белорусскую Хатынь. А он в начальники выбился, хорошим организатором был!

— Другая тема пьесы — показ реальных тягот тружеников тыла. Ведь люди работали по шестнадцать часов: «Я спать хочу, мне в ночь опять идти на смену, на завод ремонтировать подбитые танки».

— Да, и в Калуге также женщины работали на производстве.

— Вместе с тем эта чёрная от усталости девушка смотрит на гладкого, сытого спекулянта, мародёра и говорит: «Я такой быть не хочу». Это — глубинная нравственность народа.

— Как могла появиться в то время сцена с танцем на столе? Зачем она?

— Сцена эта очень важная, в ней происходит столкновение Нилы и Круглика. Этот фотограф шантажирует разведчицу, угрожает опубликовать её снимки в компании с немецкими офицерами. Он говорит о своей философии, схожей с философией Раскольникова из «Преступления и наказания»: «Я — человек, а вы — быдло, что хочу, то и делаю». Он понимает свободу, как сейчас её понимает большинство: «Вас заставляют работать — вы работаете. Даже если вас не заставляют — вы всё равно работаете, потому что вы — рабы. А я — свободный!». Сцена с танцем — это вызов Круглику и подтверждение «порочности» для диверсанта Мики, которому она передаёт дезинформацию. «Смотрите, сейчас моя рабыня будет танцевать! Я — властелин жизни!» — говорит этой садистской выдумкой Круглик. Образ получился пророческий, как сейчас говорят: «Зачем цензура? Я свободен! Как вы смеете меня ущемлять?».

А я, например, не хочу вступать в контакт с плохими текстами, с порнухой. Круглики борются за право на бесчестие, иначе от их «личности» ничего не остаётся.

Они борются за «самоутверждение» от нищеты духовной, но не той, к которой Христос призывал. Эта нищета духа — убожество, бескультурье, агрессия. Эти люди хотят, чтобы их видели, заметили, иначе их «я» съёживается, линяет. Для такого «самоутверждения» не нужно совершать подвиг, достаточно надеть яркие носки: «Смотрите, у вас таких нет!». Эта идея стала той ампулой яда, которая заразила, убила миллионы. 

Другая тема пьесы — забытые символы как знаки общности людей. Что сейчас значит комсомольский билет? Ничего! А когда строили БАМ, он был символом реально существовшего братства, взаимопонимания. Для умирающей Нилы он — символ Родины, будущей Победы. 

— А сегодня в России есть борцы?

— Есть, хоть в нашем ТЮЗе киньте клич — бойцы за Родину найдутся. Против нас война шла и идёт, начиная с Киевской Руси. Вся история — это утверждение самости.

Вот какую непростую историю рассказывают Алина Шелест (Нила Снижко), Кирилл Ланцев (Фёдор), Маргарита Четверикова (Мария Игнатьевна), Анатолий Сотсков (Чуфаров), Евгения Одинцова (Зоя), Александр Терехов (Митрофанов), Екатерина Крохмалева (Лиза), Станислав Горталов и Алексей Алешко (Круглик), Евгения Гравит и Екатерина Сёмина (Тузикова), Иван Денисов (Алексей), Владимир Киселев (Мика), Митя Барков и Никита Вараксин (студийцы). 

Застреленная диверсантом героиня умирает со словами: «Запомните нас весёлыми». Победа — время после беды, «праздник со слезами на глазах», но эти слёзы — на щеках выживших, а на ликах погибших спасителей навечно — радость.