Осторожно, лепреконы!

Каких только дорожных знаков не бывает! Они предупреждают путешествующих о крокодилах и призывают беречь ежей, указывают, что поблизости эксгибиционисты и лоси, что дорогу в определенном месте переходят лепреконы и слоны, что совсем рядом — место скопления пьяных людей и вообще внезапно стреляют. В целом, можно констатировать одно: на дорогах всего мира внимательному водителю скучно не будет.

Сегодня мы совершим небольшой экскурс в историю дорожных знаков, а заодно и полюбуемся на те, что украшают современные трассы.

Треугольник, круг, прямоугольник

Зачем нужны знаки на дороге? Во избежание ДТП, разумеется. Первые автопроисшествия были зарегистрированы в 1893 году, при том что средняя скорость предтечи современного авто достигала всего 21 км/ч.  Еще через четыре года появились первые жертвы. А первые национальные водительские права были выданы во Франции в 1899 году.

К этому времени появились система сертификации авто и автодорожная сигнализация (1897 год), которая взяла свое начало с железнодорожной, появившейся в Англии в начале 19-го века. Символы, которые использовались в этой системе, практически не изменились с тех пор. Треугольник означает опасность, круг — строгое предписание, прямоугольник — просто указание; красный цвет знака опять же указывает на опасность, синий — на предписание или указание, а крест, чаше всего, на пересечение. Примеры, думаю, приводить не надо — все они каждый день у нас перед глазами.

При виде дорожных сигналов у водителя есть три типа реакции. Первая — «эгоистичная», когда, завидев сигнал «Камнепад», он тут же поднимет откидную крышу авто; знак «Крутой спуск» заставит его сбросить скорость. Вторая — страх перед наказанием, когда невыполнение предписания влечет штраф. Зато третья вызывает проблемы: ее водитель переживает, когда видит знак «Осторожно, пешеходный переход!» или «Осторожно, дорожные работы!» Сбавить скорость в этом случае ему бывает крайне трудно.  

В настоящее время во всем мире введены единые международные формы и цвета сигнальных щитов. Их три. Первый — щиты, на которых отмечены отвлеченные знаки прямого значения (левый или правый повороты запрещены). Второй — щиты с чисто условными элементами (цвета). Третий — конкретные изображения («Осторожно, дети!», «Осторожно животные!»).

Местные дорожные знаки появляются, когда стандартных знаков недостаточно. Часто они сопровождаются не только картинкой, но и словами — «Осторожно: карибу», «Осторожно — карниз 50 метров».

Это если говорить об основных дорожных символах. Но среди них есть и те, которые в стилизованной манере означают конкретную ситуацию на определенном участке дороги. И вот тут фантазия человеческая не знает границ. Нет, речь не о привычных «Осторожно! Идет стройка!» или «Внимание! Обрыв», «Осторожно, дети!». Я говорю о весьма специфических знаках, порой повергающих в недоумение туристов. Пример — предупреждение о лосях или ежах, перебегающих дорогу, знак стоянки проституток и тому подобные символы.

Для чего они нужны, стилизованные символы? В дело вступает психология. Дело в том, что водитель во время движения считывает привычные знаки автоматически. Но специальный символ, незнакомый ему ранее, заставит его сдать назад и рассмотреть предупреждение. Отчасти этим пользуются местные власти для привлечения туристов. Как в Белоруси, где в деревне Колодищи  Минской области установлен знак «С 21.00 до 6.00 девушек похищать  запрещается». Или знаменитый ирландский указатель «Здесь дорогу переходят лепреконы».

Неровная дорога

В России первые дорожные знаки появились после 1909 года. Дело в том, что в этом году в Париже прошла Международная конвенция, которая утвердила три символа: «Опасный поворот», «Неровная дорога», «Перекресток» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

Первые воспрещающие и указательные знаки, стандартизованные в СССР, были приняты в 1927 году. Выглядели они приблизительно так.

Ну а первые Правила дорожного движения были приняты в 1940 году. Они же определяли и типовой перечень знаков, который состоял из: восьми запрещающих в форме круга, пяти предупреждающих в форме треугольника и четырех информационных (указательных). Теперь, с появлением светофора, появилось и пять знаков, регламентирующих движение на регулируемых перекрестках. Эти знаки действовали на дорогах страны до 1961 года. В том году, кроме новых правил, власти ввели и практику размещения желтых табличек с надписями, которых раньше не было.

Окончательно присоединила Советский Союз к всемирной знаковой системе Венская конвенция. Она состоялась в 1968, объединила в единое целое американскую и европейскую дорожно-знаковые системы и была подписана 68 странами, в числе которых, помимо СССР, были Китай, США, Великобритания, Франция и т.д.

В международной системе дорожных знаков есть только один текстовый. В СССР англоязычный знак «STOP» появился в 1973 году. К тому времени в стране действовали 105 дорожных символов, которые знакомы и современному водителю. Разумеется, жизнь не стоит на месте, и появляются на дорогах новые знаки, к примеру «Фотовидеофиксация» или «искусственная неровность» (в миру — «лежачий полицейский»). Ну и еще один факт напоследок: за сто лет число дорожных знаков увеличилось почти в сто раз. То ли еще будет?

Это, правда, весело!

Отдохнем от сухих цифр и дат и убедимся, что дорожные знаки — это еще и весело!
Именно такие, с чувством юмора, загадочные и просто странные — в подборке фото, собранных со всего света. Знаки на то и знаки, что в особых комментариях не нуждаются. Разве что в переводе с иноземного на русский. Итак, поехали!

Начнем с самых странных. Угадать, что запрещают и о чем предупреждают водителей эти знаки, догадаться трудно.

Почему на этих знаках появились древние рептилии? Нет ответа.

Лоси — едва ли не самый популярный вид живности, изображаемой на местных знаках. Особую заботу о сохатых проявляют норвежцы.

Прочие тоже не отстают.

В Израиле хлопочут о лягушках. Бедные земноводные попали под защиту в силу их высокой смертности от авто.


 
Испанцы берегут от «железных коней» уток и черепах.  

Особая разновидность «живности», о которой следует предупредить — пешеходы подшофе. Германия и Греция сигналят о них таким образом.

Отметились также Чехия и Великобритания. Нам бы такие тоже не помешали.

А вот об опасности и возможности встречи с жрицами любви предупреждают такие знаки. Первый из них установлен в итальянской провинции Тревизо, второй — в Румынии.

Во Львове на дороге отвели место для поцелуев.


 

Иногда на дорогах стреляют. Внезапно. То ли правда, то ли неплохой способ отпугнуть надоедливых чужаков. Срабатывает, правда не всегда.

О том, что гигиену нужно блюсти в отведенных местах, говорят знаки Германии и Чехии. Для этих стран естественные отправления в неестественных местах — вообще больная тема. И то правда — все гадят и гадят!)

Неровная дорога — проблема. О ее появлению в Дании и Франции предупреждают крокодилы. Сами «зеленые» в этих местах не встречаются.  

В отдельную категорию где-то в Европе попали… Ну, скажем, грузные граждане.

А вот этот знак в кириллическом эквиваленте так и просится на улицы Калуги.

Попадаются на трассах и знаки в стиле «Memento mori». К примеру, такие.

О когтях и гусеницах

В России свои дорожные символы. Вот, к примеру, в Питере решили поберечь белок, живущих на Елагином острове.

Кое-где предупреждают о ежиках.

Но есть и более символические знаки. Как эти.

Кто-то, впрочем, должен иметь в виду другую опасность.

О людях с измененным состоянием сознания не смогли забыть и у нас.

 А вот и вовсе намек на очевидные вещи. Моря здесь и правда нет.

В Москве на Патриарших прудах запретили разговаривать с незнакомцами. Надеюсь, все понимают, почему.

И, напоследок, мудрый знак от ГАИ Тюменской области. По-моему, коротко и ясно.

Рыскала по дорогам Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4