Концерт на троих

Восемнадцатый международный фестиваль «Мир гитары» продолжился вечером классики. На сцене муниципального Дома музыки состоялся «Концерт на троих». Так назвали своё выступление солист оркестра «Виртуозы Москвы» скрипач Алексей Стрельников, худрук фестиваля гитарист Олег Акимов и альтист Илья Даринцев. Звучание Калужского муниципального камерного оркестра под руководством Александра Левина стало тем сияющим шёлком, по которому солисты «вышивали» мелодии гениев. 

Каждый калужский меломан видел и слышал Илью Даринцева, альтиста Муниципального камерного оркестра. Но если об Алексее Стрельникове и Олеге Акимове мы писали часто и подробно, то третий участник трио пока оставался загадкой для наших читателей. Приоткроем её.

— Как и почему вы пришли к музыке? Это семейное дело?

— Нет. Я родился на Урале в военном городе Свердловск-44. Отец и подавляющее большинство родственников — инженеры. Но мама играла на баяне. У нас было много пластинок с записями классики, например, «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Когда мы переехали в город Ярцево Смоленской области, было решено отдать меня в музыкальную школу.

Мама пошла по правильному пути — она выбирала не инструмент, а педагога. Так в шесть лет я взял в руки скрипку. 

— Как шло «усмирение» инструмента?

— Сложно, долго, через слёзы.

— Почему вы не бросили занятия?

— Настырный был. Мама предлагала бросить, видя как мне трудно. Но когда в конце первого класса я сыграл концерт Ридинга, то произошёл контакт с инструментом, пошло его освоение. Потом я окончил Смоленское музучилище, Московскую государственную академию им. Маймонида. Уже семь лет работаю в камерном оркестре.

— Как вы объясните тот факт, что среди пианистов гораздо больше композиторов, чем среди скрипачей? Это связано со спецификой инструмента?

— Да, фортепиано развивает гармонический слух, мышление. Скрипка сложнее для освоения, она ближе к вокалу, основа её звучания — мелодия. Среди скрипачей много дирижёров. Но основной сольный репертуар скрипачей пополняли скрипачи-виртуозы — Венявский, Паганини.

Кстати, в первом отделении концерта прозвучат соната Паганини для скрипки и гитары, квинтет для гитары и струнного квартета Луиджи Боккерини.

— Это произведение звучало в Зеркальном фойе драмтеатра несколько лет назад, было очень красиво!

— Во втором отделении мы представим Концертную симфонию В.А. Моцарта для альта, скрипки и оркестра.

— Почему в программе только барокко?

— Концерт камерный, это и определило его содержание. Барокко из-за импровизационности близко к джазу, поэтому его трудно вписать в жесткие стилевые рамки. От той эпохи не сохранилось записей, на самом деле мы не знаем, как тогда звучала музыка, даже если сейчас мы исполним её на аутентичных инструментах.

— С чем связано ускорение темпа исполнения произведений?

— Сейчас эта тенденция не так сильна, как в середине XX века. Как ни странно, на темп повлияла звукозапись. Длительность звучания первой долгоиграющей пластинки была выверена под исполнение оркестром Герберта фон Карояна Девятой симфонии Бетховена.

— Супруга ваша — тоже музыкант?

— Да, она скрипачка, раньше работала в нашем камерном оркестре, а сейчас — музыкальным руководителем в детском саду (у четы двое детей).

Старший ребёнок уже ходит в музыкальную школу по специальности фортепиано.

— Какова для вас специфика альта и скрипки?

— Физически играть на скрипке легче, скрипка физиологична, соответствует пропорциям тела, кистей рук. Но скрипичные партии сложнее, чем альтовые.

— Директор Дома музыки альтист Дмитрий Громов в интервью рассказывал забавные анекдоты об альтистах. Их основной смысл — альт в оркестре не существенен, а играть на нём может и неумеха…

— Сами же альтисты их сочиняют последние лет двести! Например, такой. Приезжает оркестр на гастроли в приморский город. Все музыканты пришли, купаются. Незаметный альтист молится: «Господи, сделай так, чтобы я сейчас на глазах у всего оркестра пошёл по воде!» И пошёл! А концертмейстер оркестра, скрипач, сказал: «Ну вот, даже плавать не умеет!» Думаю, что инструмент с годами откладывает отпечаток на личность музыканта…

— Что является моделью музыки, правильно ли переводить звуки в «картинку» в воображении?

— Ответа на этот вопрос нет. Пример программной музыки, под которую «подложен текст», — «Времена года» Вивальди, к которым он сам написал сонеты. Музыки без модели нет, ей всегда предшествуют образы, идеи, иногда даже математические.

— Мы привыкли к факту существования элитарного концертного искусства. А правильно ли это? Нет ли тут насилия? Мы приходим в зал, а музыка требует: «Понимай же меня, понимай!»

— Она есть, значит, имеет право на существование.

— Олег Погудин сказал, что культуру города можно определить по двум параметрам: выключены ли мобильники в зале, сколько цветов подарила публика. Вы с этим согласны?

— В общем, да…

— Понимают ли люди, что, например, вечер «Сонаты и партии И.С. Баха», который представил Алексей Стрельников осенью, — это «расстрельный номер»?

— Да, этот концерт был на грани возможного. И чтобы понять это, воспринять, ответить музыканту, нужно воспитание.

— Какая литература соответствует вашему музыкальном творчеству?

— Раз за разом — «Мастер и Маргарита», где с возрастом находишь всё новое и новое. Но времени на чтение мало. Кроме камерного оркестра, принимаю участие как музыкант в спектаклях драмтеатра, преподаю в двух музыкальных школах, играю в Молодёжном симфоническом оркестре.

— Сколько там калужан?

— Я знаю пятерых.

— Своих будем выращивать? В Орле, например, симфонический оркестр состоит только из местных кадров…

— Сейчас проходит фестиваль «Молодёжная симфония», задача которого — выявить способных калужских музыкантов среди школьников, студентов училища. Им будут помогать, давать концертные площадки.

И немалое значение в выращивании своего собственного симфонического оркестра имеет то, что молодёжь может слышать «живую» музыку в столь высоком качестве исполнения. Зал был единодушен в энтузиазме, овации и цветы показали, что классика вечно свежа.