Живая цепь времён

«Дети — руки мои, внуки — пальцы мои», — говорила горьковская Васса Железнова. То же утверждает юбилейная экспозиция Юрия Астальцова в выставочном зале Калужского отделения Союза художников России.

Основатель династии родился в Юхнове, закончил художественно-графическое отделение Курского педагогического училища. В Московском полиграфическом институте Юрий Егорович освоил специальность художественно-графического оформления печатной продукции. Всю трудовую жизнь юбиляр работает в Обнинске, преподаёт в художественной школе более полувека, активно участвует в городских, областных, региональных, всероссийских художественных выставках.

Страстью этого графика стала живопись. Вот будто объектив-телевик снятая панорама «Спас-Загорье» — отчётливо округлая Земля буйно поросла травами, деревьями, и столь же органичны церковь, деревянные домики.

«Лесной великан» отсылает к вечно юному дубу князя Болконского. Художник — не ботаник, но как точно подмечена левозакрученная древесина, согласованность фаз развития берёзы и ранней формы дуба! Пленэры — один из главных учителей художника.

Столь же послушно природе полотно «Цветёт черёмуха» — уловлены различия растительности правого и левого берегов, крутого и пологого.

«Память» — изображение обелиска на месте кровопролитных боёв. В поле были найдены останки героев и там же захоронены с воинскими почестями. Культурологи и антропологи сходятся в том, что точка отсчета в происхождении нашего вида — начало захоронений. И пока аккуратно покрашены звёзды, буковки на обелисках, мы — люди. Классик сказал, что война не кончается, пока не захоронен последний павший солдат.

Наша земля не отдала пока кости героев. Может быть, мир действительно наступает на всей отвоёванной в Великой Отечественной территории, если мы, а не «чёрные копатели» предадут достойному погребению своих спасителей?

«Угра. Пляж» — опять документально точное изображение «макушки лета». Вот ровные ленточки скошенной травы ждут солнца, а дождь недавно прошёл, сделав траву, листву темнее, воду — прозрачнее.

Совсем иной колорит художник увидел в азиатской России, в «зелёном море тайги». Действительно, «Сопки Забайкалья» голубоваты из-за густо покрытых восковым налетом хвоинок сосны сибирской, именуемой в просторечье кедром.

Совсем иная стилистика присуща кисти Михаила Астальцова. Выпускник-отличник Абрамцевского художественно-промышленного училища времён его расцвета, окончивший Строгановку, Михаил Юрьевич мастер-универсал.

Уже в двадцать шесть лет он принимает участие в выполнении витража для посольства в СССР в Гаване. Сегодня Михаил Астальцов — живописец, график, мозаичист, член Совета братства русских художников во имя преподобного Андрея-иконописца, член правления Союза художников России. А вот и главное произведение мастера — дочери Ульяна и Лиза на полотне «8 Марта». Уже в момент пробуждения в пронизанной солнцем детской девочки получили подарок от отца — красные розы, и лукаво улыбаются из кроваток, ожидая от жизни только добра. Роскошный кот, медовый паркет, старый письменный стол, за которым ещё дедушка работал, — устоявшийся быт показан как синоним покоя, счастья.

А вот комната отца, а может быть, любого другого человека его поколения. Гобелен на стене, вымпел «Передовику производства», стоптанные туфли, пудовая гиря, чай в стакане и подстаканнике, домотканая дорожка, патефон — вся жизнь, состоящая из мелочей и великих дел, показана на полотне «Рио-Рита».

Теме памяти посвящена и работа «Horth» — в мастерской художника на мольберте — полотно с изображением седовласых друзей, а рядом — трофейный аккордеон, свидетель и трагических событий, и Победы.

Иронический «Автопортрет с друзьями» — редкий пример смирения. Автор изобразил художников затерявшимися как лилипуты на монументальном резном столе не моложе эпохи Александра III. Друзья одноразмерны сахарнице в этом портрете — жанре — натюрморте.

«Адам и Ева» — это, конечно, художник и модель. А яблоко от змия, ненадкусанное, лежит на рабочем столе. Автор, оставшийся за рамками картины, так увлекся изображением искусительницы, что ему некогда лакомиться фруктом.

Молодая поросль фамилии, девятнадцатилетняя студентка филиала Строгановки Елизавета Астальцова представила свои работы как начинающий художник-керамист. Она уже принимала участие в трёх выставках Города Мастеров, выставке-ярмарке художественных промыслов России «Ладья».

Изделия автора далеки от сахарности, полны ностальгии по- настоящему, знаменитой калужской керамике, которая массово производилась по старинным образцам ещё в 80-е годы XX века. Вазочки, чашки, горшки, аромалампы Елизаветы Астальцовой расцвечены узорами, смысл которых уходит в мглу тысячелетий, где полоски — символ вспаханного поля, пятилепестковые розы — след медведя. Среди оригинальных находок автора — аромалампа — ладья, которую подняла над гладью вод Рыба-кит.

Разноплановая выставка объединена духом добра, недаром на вернисаже коллега, Владимир Арепьев, подарил семье художников стальную цепь как символ их общности. Живая цепь поколений — яркий документ времени, который будет интересен самым разным зрителям.