Зона обманутой надежды

«Времена меняются, а люди остаются прежними», — говорит один из героев нового спектакля Калужского драмтеатра. Москвичка Юлия Беляева поставила пьесу Михаила Зуева «Зеленая зона».

Прекрасные артисты (Михаил Пахоменко, Евгений Сумин, Михаил Кузнецов, Людмила Парфирова, Тамара Глеклер, Светлана Никифорова, Захар Машненков, Ирина Шуркина, Людмила Фесенко, Валерий Смородин) и студенты нашей «Щуки» (Вячеслав Соколов, Александр Панов, Кристина Стебунова, Евгения Сергеева) с азартом разыграли историю обманутой надежды. А чьи надежды не обмануты? Но ведь живем!

Пьеса дает простор актерским индивидуальностям для показа своей пластики, развития характера в контрастных условиях. И это не диво, ведь драматург Михаил Зуев двадцать лет прослужил актером в театрах Рязани, Пензы, Москвы. Ближайшим другом автора был драматург Владимир Гуркин, создатель всенародного хита «Любовь и голуби».

«Зеленая зона» оказалась пророческой историей о «разбитом корыте», она была написана в 1989 году, на сломе эпохи, поэтому очарованные сияющими обещаниями зрители и рассмеются, и прослезятся, вспомнив свои заблуждения.

Наверное, поэтому у пьесы счастливая судьба: первая постановка в драмтеатре небольшого города Советска продержалась на сцене двенадцать лет! Пьеса ставилась и в МХТ им. Чехова, и в Омске, и в Новосибирске. За разгадкой секрета популярности пьесы мы пришли к режиссеру. 

Молодая, милая, стройная, миниатюрная женщина никак не показалась нам похожей на режиссера, ведь профессия требует воли, авторитарности, буйволиного здоровья (и съедает его). Зримое противоречие вызывало первый вопрос.

— Как и почему вы пришли в режиссуру?

— Мои родители — геофизики, до распада СССР, пока геологоразведка действовала, они работали по профессии в НИИ, ездили в экспедиции по стране и всему миру. Я же в геологии ничего не понимаю.

Мое первое образование средне-специальное — специальная дошкольная педагогика детей с особенностями в развитии.

— Очень актуально!

— Да, одна известная актриса мне сказала: «Вы не поменяли профессию, став режиссером! С артистами работать, что с больными детьми». Профессии этой я училась в ГИТИСе в мастерской Хейфеца.

Когда-то, наверное, женщины-режиссеры сталкивались с неприятием. Сейчас все профессии универсальны. Понятие «женская режиссура» — ругательное. Но не одни женщины грешат этим пороком — излишним сентиментализмом. 

— Киры Муратовой и Джейн Кемпион хватит, чтобы отмести эти обвинения!

— Да, все дело в человеке как личности, а не в поле.

— В семье профессия не мешает?

— Пока нет, мой друг — тоже режиссер, сейчас он сотрудничает с московским театром им. М. Ермоловой. Я же — очередной режиссер московского театра «Сфера». В Калуге подготовила дипломную работу в рамках проекта «Выпускники театральных вузов на сцене театра». Это был спектакль «Оркестр «Титаник».

Я полюбила калужских актеров. А в новом спектакле участвуют и калужские музыканты, преподаватели муз-училища. 

— «Зеленая зона» — не «Чайка», пьеса, мало кому известна. Мотивируйте наших читателей, зачем стоит идти на этот спектакль?

— Это очень теплая, человеческая история, она произошла в 50-х годах XX века. Люди живут в бараке, и прошел слух, что им должны дать квартиры. Они меняются в связи с этим, начинают жить лучше благодаря светлой перспективе.

— Вы верите в прогресс? В тот исторический момент, который показали в пьесе, прогресс в стране был, бараки действительно расселяли и метры жилья давали в расчете на каждого человека совершенно бесплатно…

— Это не социальная история, прогресс в ней — внутреннее изменение человека. Мечта меняет человека к лучшему, ведь злодеев нет.

— А вы о чем мечтаете?

— Ни о чем, я счастливый человек, у меня все есть. Счастье — в принятии реальности, в радости жизни с теми людьми, которые меня сейчас окружают.

— Православные святые отцы говорят: «Мечтать — не полезно». Вы с этим согласны?

— Да. Я думаю причина всех войн — это чья-то мечта.

— Что вы ставили еще за свою недолгую творческую жизнь?

— В ГИТИСе — спектакль по рассказам Андрея Платонова «Корова», «Старик и старуха», «Земля». Сейчас с новым спектаклем по Платонову мы поедем на ежегодный фестиваль его имени в Воронеж. Мы работали над постановкой шесть месяцев, чтобы оправдать, «присвоить» текст. Мой последний спектакль — по рассказам Шукшина. У этих писателей совсем разные способы устройства мира, у каждого — своя «сверхлюбовь». Для меня «Зеленая зона» «параллелится» с Платоновым.

— Какие три лучших, с вашей точки зрения, спектакля в Москве вы посоветуете посмотреть приезжему?

— Мне очень нравится «Дядя Ваня» Римаса Туминаса в Вахтанговском театре с Сергеем Маковецким в главной роли. Я очень люблю Погребничко с его театром «Около дома Станиславского». Ну, на Шукшина можно сходить… (Режиссер лукаво смеется, напоминая о своей постановке «Раскас»).

…Ну, а в Калуге стоит сходить на «Зеленую зону» — и записные театралы, и любители сериалов получат опыт сопереживания. Премьера задела зрителей за живое, вспыхивали аплодисменты как реакция распознавания до боли знакомых ситуаций. Может быть, зеркало Мельпомены поможет нам раз за разом не наступать на те же грабли?