Бегство от телесности

Новый гость Калужского музея изобразительных искусств стоит вашего, уважаемые читатели, пристального внимания — его регалии занимают половину объема информации, предоставленной широкой публике.

Заслуженный художник России Константин Петров — живописец во втором поколении, сын заслуженного деятеля искусств России, профессора, члена-корреспондента Российской академии художеств и искусств. 

Он сам приехал открывать выставку вместе со своими московскими друзьями, и они восхищались радушием нашего музея, с охотой предоставляющего свои залы. Работы опытного пятидесятилетнего мастера, много путешествовавшего по миру, прямо-таки сочатся впитанной с детства мировой художественной культурой. И слово из современного жаргона «стильность» им совсем не идет. Стильность — это характеристика облика нувориша, одетого с претензией. Нет, опыт Константина Петрова многословен, как перламутр, отливает любовью ко многим мастерам и эпохам. 

Работы станут для опытного зрителя ребусом, отсылкой к громким именам. А неискушенному покажут мостик (или образ) между фигуративным и абстрактным искусством. Помните, как в заставке сериала «Пуаро» с Дэвидом Суше портрет детектива распадается на треугольники, из реалистического становится кубическим? Так же родился кубизм картин Франса Марка, и этим методом блестяще владеет наш гость.

«Утро в Кониле» из серии «Испания» — и еще спящий древний город, и абстрактная композиция. «Утро в Братиславе» предметнее, отсылает к утонченному гризайлю новатора группы «Наби» конца 19-го века Эдуара Вюйара. Член группы Морис Дени, чьи призрачные герои, кажется, выйдут сейчас из-за угла братиславского дома, советовал «вспомнить, что картина, прежде чем стать… какой-то второстепенной деталью, главным образом — ровная поверхность, покрытая тонами в определенном подобранном порядке».

Поистине блестящий опус на эту тему обеспредмечивания — «Крепость Нарын-Кала». Будто обнаженная, разбитая солнечными бликами до потери телесности, словно повторяет слова того же мастера теней: «Мы выступаем против материализма, и тогда в моду входит натурализм».

Сказочная, как примитивы, «Площадь Всех королей в Севилье» — напластование того, что оставили на этой знойной земле римляне, мавры, католики. 

«Улочка в Бехере» сначала радует разбитым по «золотой» пропорции ритмом плоскостей, и только позже замечаешь, что это — фигуративная композиция. В темном дверном проеме чуть видны лицо и ступня хозяина древнего дома. Так же Франсиско Гойя в начале 18-го века пометил головой «Собаки» неопределенное пространство двух широких полос цвета. Реальный предмет в беспредметном мире возвращает окружающим окраску тайны.

«Сквер в Братиславе» с ажурными платанами и их сиреневыми тенями порадует фанатов неоимпрессионизма. Акварели Константина Петрова — не только прогулки по улицам Европы, но и путешествия по ее неисчерпаемым музеям. А какой музей без Ван Гога? О нем напоминает экспрессивный и сдержанный, видевший и тощие, и тучные годы «Старый дербентец». Какова модель — таков и стиль. На «Портрете иеромонаха Христофора», согбенного годами молитв, покрыты мелкими масками морщин одеяние, стены, лицо, как в свидетельствах величайшего голландца Ван Эйка. 

Трогательно молод, красив, изящен воин-интеллигент, исполненный пастелью в реалистической манере. «Это портрет моего деда, ветерана Великой Отечественной войны С.Н. Подбересского», поясняет автор.

Не диво, что столь разнообразное, но равно мастеровитое и изысканное творчество востребовано. Автор участвовал в более чем 300 выставках по всему миру, его работы представлены не только в частных, но и музейных коллекциях страны и зарубежья. Константин Петров награжден золотой медалью Российской академии художеств, Почетным знаком Омана, Почетной грамотой Государственного музея изящных искусств Тайбэя, Музея акварели Мехико. 

Светлые, спокойные, далекие от суеты, безлюдные пейзажи зовут раствориться в мире: «А если поймешь, что сансара — нирвана, то всякая печаль пройдет». Художник показывает нам лазейку из мира давящих объемов к берегу радужного потока бытия. Окунитесь!