Жизнь минус удивление

Знаете ли вы, что среди множества русских слов, которых не понять иностранцу, есть слово «почемучка»? Чаще всего мы употребляем его по отношению к ребенку, который задает сто и еще вопрос на самые разные темы в самое неподходящее время. Ему хочется знать все и вся, и устали в этой нелегкой работе он не знает. 

Чем взрослее мы становимся, тем меньше задаем вопросов и реже удивляемся. Чудо открытия мира постепенно сходит на нет, а его краски не вызывают прежнего восторга. И никто из нас не задумывается о том, что мы утратили. Чем, к примеру, оборачивается отсутствие удивления?

Я не про удивление со знаком минус, которое принято называть разочарованием. Я про равнодушие, отсутствие искры в глазах по отношению к семье, работе, образу жизни. А ведь, между прочим, философы говорят, что познание мира начинается с удивления. Да-да, с него. Помните: брови высоко подняты, на лбу — продольные морщины, глаза круглые, «по пять копеек», рот приоткрыт? 

Теперь вернемся к знаниям. Можно ли считать, что эффективность обучения будет выше, если окружающие нас предметы станут вести себя не так, как им положено, вызывая удивление? Наверняка ведь мы запоминаем лучше то, что нас поразило. Любопытно, что удивление помогает учиться и познавать мир, начиная с самого раннего возраста, когда человек и речью-то ещё не овладел.

Чтобы вы не решили, будто это просто домыслы, приведу пример. Некоторое время назад психологи из университета Джонса Хопкинса провели с 11-месячными детьми несколько экспериментов, в которых дети должны были наблюдать за поведением обычных игрушек.

Условия были такими: в одном случае поведение предметов согласовывалось с привычной физикой, а в другом предметы вдруг начинали вести себя совершенно непонятным образом. Так, игрушечная машинка, скатывающаяся с игрушечной горки к какому-то препятствию, не упиралась в него, а проходила насквозь. 

Результаты своего исследования авторы опубликовали в журнале «Science» и сделали вывод, что, столкнувшись с необычной ситуацией, дети лучше запоминали свойства игрушки. Машинка, которая проходила сквозь стену, запоминалась лучше, чем та, которая съезжала с горки. Мало того: странная машинка вызвала желание ее изучить и проверить на прочность. Малыши кидали ее о стенку, колотили о стол, в общем, изучали свойства объекта не хуже заправских исследователей. Даже новые игрушки, которые ребёнок до сих пор не видел, вызывали меньше интереса, чем непонятная ситуация. 

Отчасти отсюда берется неутомимое желание детей «изучить» родительский мобильник или ноутбук, залезть носом в стиральную машину или сунуть пальцы в розетку. Чисто исследовательский интерес, унаследованный от далеких предков. 

По данным российских исследователей, основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Именно оно было важно в процессе эволюции и просто необходимо для личностного роста. Так, первобытный человек должен был обладать способностью изменять свою мотивационную установку при появлении хищника — в противном случае он просто не выжил бы.

Известно, что человек с раннего возраста располагает неким минимумом необходимых знаний об окружающем мире. 

Несколько лет назад в журнале «WIREs Cognitive Science» была опубликована статья, в которой говорилось, что младенцы могут оперировать элементарной физикой. О чем речь?

Двухмесячные малыши понимают, что незакреплённый предмет может упасть, а объект, который исчез из поля зрения, всё же продолжает где-то существовать. К пяти месяцам у них появляется понимание различий между твёрдыми и сыпучими или текучими веществами. Десятимесячные дети осознают разницу между «меньше» и «больше». Очевидно, что такое знание не пребывает в голове пассивным грузом, а активно используется — то, что ребёнок видит вокруг себя, он сверяет с привычными правилами. 

Любопытно, что удивление побуждает даже таких маленьких детей, которым нет ещё и года и которые ещё не научились говорить, к активному исследованию окружающего мира. Так что можно лишь только пожалеть, что у многих взрослых это свойство психики куда-то бесследно исчезает. Библейский совет: будьте, как дети, срабатывает и тут. 

Можно ли заставить себя удивляться чаще? Бог его знает. Но вот почаще удивлять близких — точно можно. В конце концов, не должны мы заботиться только о себе, если, к примеру, рядом с вами растут дети.