Шипы и розы «сладкой» женщины

Ведущая актриса театра Маяковского, народная артистка России Наталья Гундарева ушла из жизни в расцвете творческих сил и зрелой женской красоты. Ее внезапная смерть осталась загадкой.

Хорошенькая девочка-пампушка родилась в коммунальной квартире на Таганке в семье инженеров. С восьмого класса бегала во Дворец пионеров на Ленинских горах в драмкружок. Но сцена ее не манила — она уже в старших классах стала подрабатывать чертежницей, и ее даже взяли в КБ. Наташа готовилась стать проектировщиком. А друг Витя Павлов (впоследствии известный актер) уговорил ее поступать в Щукинское. На одном курсе оказался изумительный актерский букет: Костя Райкин, Юрий Богатырев, Наташа Варлей.

В 71-м году закончила училище, и многообещающую юную актрису приглашали многие режиссеры. Но она раз и навсегда выбрала театр Маяковского, где и проработала тридцать лет. Режиссер — великий Андрей Гончаров, о котором она говорила: «Я была глиной в его руках. Я слепо приняла на веру его веру». Поначалу он к ней присматривался — Наташе доставались только эпизодические роли. И как-то вместо заболевшей Татьяны Дорониной рискнул ввести ее в спектакль на роль Липочки в пьесе Н.Островского «Свои люди — сочтемся». Она сыграла так, что сразу стала известна всей Москве.

В кино поначалу у нее тоже не сразу складывалось. Хотя в фильме «Здравствуй и прощай», где Наташа играла деревенскую буфетчицу, оценка ее работы была неожиданной. На «Ленфильм» приходили письма с благодарностью, что режиссеры наконец-то стали привлекать к съемкам простых деревенских девчонок. Не узнали актрису Вахтанговской школы — и в этом была вся Гундарева. Кстати, и я, аккуратно следя за всеми перипетиями киномира, промахнулась, посмотрев «Осень» и отнеся героиню к сельской девушке из массовки. Таких «простых» женщин, как созданных ею, в советском кино не было. В 1977 году по опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей актрисой.

Оглушительную славу в кино принес Наталье фильм «Сладкая женщина», где она сыграла Аню Доброхотову, алчную и туповатую стервочку с карамельным приторным личиком. Она шагала по жизни, сладкая, но бездушная, со спокойной уверенностью, зная, что главное в жизни — обеспечить себе жизнь безбедную. В театре тоже все изменилось после ее блестяще сыгранной Катерины Измайловой в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда». Стало ясно, что с амплуа доярок-буфетчиц покончено — актрисе доставались теперь глубокие психологически сложные роли.

Можно здесь назвать всего несколько фильмов, которые расцветила Гундарева: «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон», «Небеса обетованные», «Однажды двадцать лет спустя». Типичная русская женщина, кустодиевская красавица, она была способна передавать тонкие нюансы психологии героинь. Еще одна грань ее таланта — она была способна донести режиссерскую мысль с самых разных полюсов. Карен Шахназаров о Гундаревой, сыгравшей в очень среднем фильме «Зимний вечер в Гаграх», сказал так: «Только она могла спасти такую невыразительную плоскую роль певицы Мельниковой».

Известный сценарист Аркадий Инин писал специально под Гундареву роль Веры Голубевой в фильме «Одиноким предоставляется общежитие». Он собрал небывалое число зрителей, но и спустя годы Наталья получала письма от одиноких девушек, которые почему-то решили, что актриса и в жизни может помочь найти жениха. Кстати сказать, Гундарева долгое время, будучи депутатом Государствененой думы, работала во фракции «Женщины России».

Ответ на вопрос, почему актрисе так блестяще удавались роли несчастливых женщин, возможно, заключается в ее невозможности ощутить счастье материнства. А ведь мужчины ее любили, и мужей было трое. Последний — коллега по актерскому цеху Михаил Филиппов — был с ней до конца ее жизни. Блестящий актер, мастер розыгрышей, любимец компаний. (С ним вместе Гундарева сыграла в сериале «Петербургские тайны».) Она любила повторять: «Я вышла за него не потому, что он талантливый, а потому, что это ОН!» 

У них даже появилась приемная дочь. С присущим юмором Филиппов об этом пишет в книге «Наташа»: «Жили-были старик со старухой. И послал им Бог дочку. Не Снегурочку, не Дюймовочку, а как Маугли — человеческого детеныша Ирку. Подкидышу было тридцать лет. Она умела читать, плавать и в школу нас не вызывали». А сама Ирина Дегтева говорила, что они с Наташей были не просто подругами — она чувствовала ее материнскую к ней любовь.

Все плохое началось тогда, когда Гундарева для себя твердо решила: теперь на сцене время пышных женщин прошло. И решилась на пластические операции. Не оттуда ли пошли все последующие болезни? Знакомые сразу заметили в ней перемены. Прежде всего в том, что она сильно похудела и стала еще больше курить. Она и раньше любила побаловаться сигареткой, но это делалось, по словам ее Ирины, эффектно-кокетливо, из желания произвести впечатление. Силу свою женскую она отлично осознавала, но пользовалась ею очень аккуратно.

Восьмидесятые годы были отмечены приступами гипертонии. К тому же 1986 году она попала в автомобильную аварию (сама водила машину). Последней ее ролью (начало 2000 года) стала Василиса Саввична в сериале «Саломея». И здесь Гундареву было уже трудно узнать. Хотя в глянцевых журналах на первополосных снимках она выглядела сногсшибательно. Но это уже было фотогеничной маской. На деле же — застывшее лицо, переставшее слушаться. И это было потрясением.

Июль 2001 года запомнился аномальной жарой. Лето Наталья проводила на даче в Подмосковье. 18 июля ей стало плохо. По дороге в больницу состояние ухудшилось. Через несколько дней она впала в кому, и врачи констатировали обширный инсульт. Гундареву переводят в институт нейрохирургии Н. Бурденко. Вся страна с волнением следила за состоянием любимой актрисы. Первого августа она пришла в себя. Вернулись речь и ограниченные движения. К лету 2002 года ее выписали из больницы. Но  полного выздоровления не наступило. 15 мая 2005 года во время прогулки она поскользнулась и ударилась затылком. Это был конец. Не стало артистки, которая была истинно Народной.