Нарисовать собачку

Нет, речь на встрече с главным архитектором Калуги Сергеем Ткаченко шла не о братьях наших меньших — уже в который раз говорили о восстановлении Московских ворот.

Римляне воздвигали Триумфальные ворота, через которые проходили легионы, возвращаясь с победой в Вечный город. В нашем случае — в 1775 году Калугу посетила императрица Екатерина II. Проехала, и всё… И тем не менее за три месяца на средства местного купечества арка была воздвигнута и простояла 165 лет. Только в 1935 году Московские ворота разобрали. Заметим — не взорвали, а именно разобрали по кирпичику, которые были, по мнению многих архитекторов, аналогичны тем, из чего складывался Каменный мост.

Споры по поводу возрождения арки идут уже не первый год. Предлагаются различные места города, где бы она была воссоздана. Вариантов много, самый активно продвигаемый проект предложен бывшим архитектором города Евгением Голышевым. Он считает достойным местом их установки Московскую площадь, на месте памятника Рабочему. Что, естественно, вызывает справедливое возмущение рабочего класса — та часть Калуги является исконно заводским районом. Здесь же предлагалось построить часовню, а в цокольной части памятника разместить музей воинской славы, нечто аналогичное памятному комплексу, что на Поклонной горе в Москве.

Подобные Триумфальные арки имеются во многих крупных городах России. То, что они украшают улицы и площади, — бесспорно. И вот сегодня встает вопрос: как же это Калуга отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Владивостока? Ведь сегодня мы в авангарде многих строительных идей!

Краеведы и архитекторы продолжают спор по поводу места воссоздания ворот. Кто-то настаивает на том, чтобы они находились на улице Ленина, возле областной филармонии, где и были первоначально построены. Иные видят памятник на въезде в Калугу с северной части города. Точка зрения Сергея Ткаченко, который, в принципе, поддерживает идею строительства Московских ворот, абсолютно профессиональна: прежде должен быть рожден проект, обследована выбранная территория места их установки. Ему симпатична идея сделать это в исторической части города — в районе Набережной или в Березуйском овраге. Эти проекты уже участвуют в конкурсе.

Интересны результаты общественного опроса. Кто-то счел эту затею пустой тратой денег, кто-то голосует за воссоздание ворот, ибо это — наша история. Но похоже, что большинству горожан всё равно — будут они или нет. Вывод можно сделать такой — эта проблема на сегодняшний день явно не первостепенная. У Ткаченко на этот счет есть любопытное выражение — «нарисовать собачку». Это когда споры идут по нескольким архитектурным проектам, и в углу одного пририсована собачка. Мэтры сразу начинают рассуждать, для чего она здесь, какой она породы и на кого смахивает. В результате о самом проекте все забывают. Такую же аналогию можно провести касательно бесплодных рассуждений о воссоздании Московских ворот.

Пока в размышлениях «Быть или не быть?» что-то не очень четко вырисовывается тема финансирования. Откуда взять немалые средства? Как разделить городской бюджет, когда деньги в большом дефиците, а нужны уличное освещение, ремонт Синих мостов, помещение для кукольного театра, детские сады, к тому же нуждаются в ремонте многие памятники архитектуры. На фоне всего этого так ли жгуче необходимы ворота именно сегодня?! Тем более когда в эти дни тоже остро стоял вопрос об установке подаренного Калуге памятника маршалу Г. Жукову. Правда, здесь решение принято — он будет на площади Победы.

На экране монитора нам продемонстрировали любопытный кадр: на шахматной доске фигурки известных калужских памятников: В. Ленину, К. Марксу, Рабочему и т.д. Не дело передвигать их по городу с места на место подобно игровым пешкам! Нужна концепция их размещения до того, как начинается создание проекта очередного микрорайона. В пример Сергей Ткаченко привел Правобережье с его рваной застройкой.

И последний кадр. На экране крупными буквами вопрос: нужны Московские ворота? Ответ: «Да». Вместо чего? Нет ответа. Когда строить? Нет ответа. Рискую навлечь на себя гнев уважаемых мною краеведов, но, любя свой город и преклоняясь перед славной его историей, хочу сказать слово в защиту Лаврентьевского монастыря, восстановление которого из-за финансовой нехватки идет очень медленно. 

А ведь если говорить о его исторической значимости, то он куда ценнее ворот, через которые проехала державная Екатерина. Монастырь же — истинный исток города, на его погостах (правда, ныне замурованных в асфальт) покоятся славные сыны и защитники нашего города с глубокой древности. Но здесь общественность не прилагает больших усилий в деле ускорения его реставрации.

На одном из заседаний архитектурного совета области глава региона Анатолий Артамонов по поводу воссоздания Московских ворот сказал, что этот вопрос должны решать сами горожане. Они и ответили, вернее, дали понять в ходе опроса, что сегодня их этот памятник мало волнует.