Кого поставили на счётчик

Как добиться приемлемой платы за «общее» электричество? Данная статья не претендует на представление безапелляционного решения рассматриваемых в ней проблем. Это лишь видение автора, основанное на некоторых знаниях и практическом опыте, и ещё одна попытка взглянуть на существующие проблемы в ЖКХ со стороны. 

Как утверждают специалисты в области управления: «Хочешь решить проблему — найди причину, её вызывающую, и устрани». А чтобы найти истинную причину, необходимо несколько раз ответить на вопрос «почему?», иными словами «докопаться до истины».

В начале девяностых годов прошлого столетия в нашем государстве резко сменился курс с социалистического уклада на рыночный, капиталистический. Появились другие законы и правила. 

Процесс перехода на новые отношения для ЖКХ оказался наиболее болезненным. Он породил целый ряд сложных проблем, особенно это касается вопросов управления многоквартирными домами. 

Если ранее за поставку энергоресурсов и обслуживание домов несло ответственность государство, то теперь функции и ответственность разделились. За обслуживание сетей, по которым поставляют энергоресурсы к жилому дому, несет ответственность одна компания, за поставку энергоресурсов — другая. 

Собственники несут ответственность за всё, что происходит внутри дома, причём обслуживанием общих коммуникаций дома, т.е. от стены дома до квартиры, как правило, занимается ещё одна компания под названием управляющая. Однако она тоже отвечает лишь за техническое состояние этих коммуникаций, хотя согласно Жилищному кодексу управляющие компании обязывают быть исполнителем или, иными словами, поставщиком энергоресурсов для ОДН. 

Получаются двойные стандарты. С одной стороны, энергоснабжающая организация получает с жильцов напрямую (по общедомовому счётчику) за поставленный к дому (границе ответственности) энергоресурс, минуя организацию, обслуживающую подводящие коммуникации, с другой стороны — за поставленные энергоресурсы для ОДН обязывают отвечать управляющую компанию, т.е. организацию, которая должна заниматься обслуживанием внутридомовых коммуникаций. Логика отсутствует. 

А во главе угла обозначенной выше проблемы лежит противоречие интересов всех сторонников процесса. Интерес потребителя заключается в уменьшении стоимости продукта при хорошем качестве, и в достаточном его количестве, а поставщика — в получении для себя большей прибыли, которая в основном достигается путём увеличения цены или снижением себестоимости (как правило, за счёт ухудшения качества). 

Но вернёмся к ЖКХ. Вначале девяностых граждане Российской Федерации получили право собственности на жильё. И для жильцов многоквартирного дома изменились границы ответственности. В дополнение к ответственности за состояние квартиры собственникам многоквартирного дома Жилищный кодекс Российской Федерации вменяет в обязанности содержание так называемого общего имущества дома (ОИД). К нему отнесли все вспомогательные помещения в доме, крыши, лестницы, внешние стены дома, фундамент, инженерные сети и оборудование, земельный участок. А для надлежащего содержания ОИД, т.е. обслуживания, текущего и капитального ремонтов, необходимы ресурсы (финансовые, материальные, энергетические). Естественно, у сторон изменился круг их интересов. Так для граждан и государства одним из важных стал вопрос экономии энергоресурсов, и это нашло отражение в Федеральном законе РФ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». 

Для сбережения и экономии необходимы измерение и учёт, которые обеспечиваются различными приборами. Счётчики предназначены для измерения количества передаваемого ресурса.

Потребитель и поставщик заинтересованы в правильном учёте, первый, чтобы не переплатить, а второй — чтобы не потерять. Учёт ведётся на границе интересов. Счётчик устанавливается и обслуживается независимой организацией. Возникает вопрос: кто должен оплачивать эту услугу — потребитель или поставщик?

Если счётчик устанавливает поставщик, то, будучи профессионалом, он привлекает для этого технически подготовленных специалистов. Все эти затраты поставщик включает в тариф. И, надо заметить, такой вариант вполне устраивает простого потребителя.

Если поручить ответственность за установку счётчика потребителю, то для этого ему понадобится: выбрать и приобрести нужный счётчик; выбрать организацию, имеющую право выполнить монтаж; предъявить смонтированный счётчик к эксплуатации. Во всем этом, как правило, потребитель мало что понимает, да и вряд ли ему это нужно. Однако установленные правила вменяют установку счётчика в обязанности потребителю, видимо, полагая, что тем самым не лишают потребителя права выбора. Да вот выбирать-то может тот, кто знает, что и как нужно выбирать.

Итак, для экономии энергоресурсов необходима установка счётчиков. Однако не надо забывать, что расчёт за поставленные энергоресурсы можно осуществлять и при отсутствии счётчика. Допустимо при отсутствии технической возможности установки счётчика определять количество расчетным способом, установленным в соответствии с законодательством РФ. В таком случае рассчитывается и утверждается норматив расхода энергоносителя на одного проживающего в квартире человека. Этот вариант часто используют недобросовестные потребители, например, когда в квартире проживает больше человек, чем зарегистрировано. В этом случае убытки несёт поставщик, поэтому вынужден вводить дополнительный контроль. 

Поэтому согласно закону «Об энергосбережении» расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать потребителей ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Всё сказанное выше, прежде всего, касается учёта потребления энергоресурса собственниками жилых помещений (квартир). Однако с приобретением права собственности на квартиру собственник в многоквартирном доме получает право и обязанность содержания общего имущества дома. 

Что такое общее имущество собственников многоквартирного дома, надеюсь, понятно. Полное содержание этого понятия раскрывает статья 36 Жилищного кодекса РФ. Но что такое общедомовые нужды? И из чего они складываются? И самое главное — это определение ответственности. Но чёткого его определения никто не даёт, и в этом-то и кроется корень проблемы. Что ж, следует в этом разобраться.

В действующем Жилищном кодексе понятие «общедомовые нужды» не встречается вообще ни разу. И авторы Правил от 6 мая 2011 г. №354 не посчитали нужным дать ему определение даже в предназначенном для этого разделе 2. Впервые безапелляционно это словосочетание встречается в п. 18 этих Правил, а далее — в п.п. 31, 40. 

Итак, общедомовые нужды — это, видимо, всё то, в чём нуждается многоквартирный дом. А что касается энергоснабжения — это весь объем ресурсов, поступающих в дом, учитывается общим счётчиком, который установлен на границе ответственности, т.е. на входе в дом. Значит, за все поступившие энергоресурсы должны заплатить все собственники дома. В этом возражений нет. Однако поскольку в доме есть квартиры и общее имущество дома, то нужды условно делятся на две части. 

С определением объёмов потреблённых в квартирах энергоресурсов и ответственных потребителей всё ясно. Существуют прямые договора поставщика энергоресурсов с собственниками квартир, которые оплачивают потребление на основании показаний счётчиков. Сразу следует оговорить, что все возникшие проблемы по оплате должен решать поставщик энергоресурсов с собственниками квартир.

Теперь что касается второй части. Статья 39 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что «собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме», и «доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме».

В п. 40. Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг от 23 мая 2006 года устанавливается, что: «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (т.е коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды)». 

Следует обратить внимание на фразу: «в процессе использования общего имущества». Исходя из определения состава общего имущества можно выяснить основные нужды в процессе использования общего имущества. Это: освещение подъездов и придомовой территории, подвальных и иных нежилых помещений, работа различных видов дополнительного оборудования, например, подкачивающих насосов, автоматических ворот, домофона, аппаратуры провайдеров связи, аппаратуры видеонаблюдения. 

Прекрасно! Так ведь можно потребление энергоресурсов на эти нужды учесть. Учесть путём установки счётчика. Чтобы быть до конца точным, остаётся учесть потери энергоресурсов в общедомовых сетях. Можно считать эту величину постоянной. Её достаточно сложно измерить. И здесь можно согласиться на установление норматива, определяемого расчётным методом. Тогда всё становится на свои места. Всё понятно, прозрачно, справедливо, технически реализуемо. 

Правительство РФ в мае 2011 года ввело «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам в многоквартирных домах», в которых установлена на первый взгляд простая формула расчёта потребления энергоресурсов на ОДН. Для этого необходимо всего лишь из показаний общедомового счётчика вычесть сумму показаний счётчиков в жилых помещениях, и получившуюся разность поделить между собственниками.

Но оказалось, что эта формула не работает, поскольку посчитанный по ней объём потребления энергоресурсов на ОДН получается настолько велик, что соизмерим с величиной оплаты за потребленную электроэнергию в квартире. И поставщик не в состоянии толково объяснить причину возмущенным жильцам.

Примером тому служит немало случаев. В защиту своих слов вкратце расскажу о том, с чем мы столкнулись в нашем доме. Так, после введения в действие Правил 2011 года поставщиком электроэнергии (Калужской сбытовой компанией) жильцам нашего дома было выставлено требование об оплате за потребленную электроэнергию в местах общего пользования, превышающее требование за предыдущий месяц почти в 4 (!) раза (1300 кВт/час против 350 кВт/час — по нормативу).

Стали разбираться, восстанавливать события, изучать требования. Согласно Правилам от 23 мая 2006 года для нашего дома установлен норматив потребления электроэнергии в 350,55 кВт/час в месяц. Эта величина делилась между собственниками пропорционально их доли собственности. Жители приняли данное положение и платили согласно этому нормативу.

В 2008 году установили электросчётчик, учитывающий потребление всей электроэнергии, расходуемой на всё оборудование, установленное в местах общего пользования (освещение подъездов, аппаратура провайдеров связи, автоматические ворота). Иных потребителей в местах общего пользования (МОП) в доме в то время не было. 

В доме проверили оборудование провайдеров связи и заключили с ними договоры об оплате электроэнергии, потреблённой их оборудованием. В подъездах установили датчики движения, лампы накаливания заменили на энергосберегающие. Жильцы стали следить за временем включения и выключения освещения в своих подъездах. Это позволило получить экономию затрат, ведь вместо 350,55 кВт/час за месяц в МОП мы стали расходовать в среднем по году 200 кВт/час. Но радоваться жильцам пришлось недолго.

Наступил 2011 год, вступили в действие новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам в многоквартирных домах». Получили в платёжках кошмарные цифры оплаты за ОДН. Ошибка, случайность? И вновь стали разбираться, чтобы понять — в чём тут дело? Специалисты утверждали, что причина в устаревших квартирных счётчиках, которые необходимо заменить на новые, классом точности не ниже 2,0. Заменили во всех квартирах. Результата никакого.

Следующая предполагаемая причина — вмешательство собственников в работу счётчиков — установили на счётчики антимагнитные наклейки. Никакого результата. Обратились к поставщику с требованием предоставлять полную информацию для контроля о потреблении и потребителях. Пару раз поставщик представил выписку по оплате собственников за потребление в квартирах. Опять ничего не сходится.

Сами провели контрольные одновременные снятия показаний всех счётчиков, в том числе и счётчика, учитывающего потребителей в МОП. Эта работа оказалась очень сложной, потому что квартирные счётчики установлены непосредственно в квартирах. Потребовать одновременного нахождения в квартирах всех собственников, даже один раз в месяц, просто нереально. Тем не менее нам удалось это сделать дважды. Расчёты оказались обнадёживающими, потому что разность показаний общедомового счётчика и суммы показаний поквартирных счётчиков и счётчика на МОП отличалась на 5%.

На основании этого можно сделать вывод, что основными причинами в запредельных суммах по плате за ОДН является, во-первых, неодновременное снятие показаний общедомового счётчика и квартирных счётчиков, и добиться этого практически невозможно. Во-вторых, разница между фактическим потреблением электроэнергии в квартирах на момент учёта и величиной, которую указывает потребитель. И коль дано право потребителю самому указывать эту величину, установить фактическое потребление тоже практически невозможно. Ну и в-третьих, усложнение ситуации по п.2 в результате отсутствия возможности оплаты этой услуги в расчётном месяце, скажем, в связи с длительным отсутствием потребителя.

Учитывая эти обстоятельства, разница в показании общедомового счётчика и суммы показаний счётчиков в жилых помещениях может вырасти до неприемлемых размеров. К сожалению, это поставщика энергоресурса мало интересует, и он беззастенчиво возлагает оплату этой разницы на добропорядочного потребителя, прикрываясь требованиями Правил от 2011 года.

И, как показывает жизнь, никакие возмущения, увещевания, обращения в инстанции разного уровня, вплоть до Правительства РФ, не привели ни к каким положительным изменениям. Согласно требованиям закона «Об энергосбережении» ширится круг домов, в которых установлены общедомовые счётчики. Растёт и число недовольных граждан. К чему это может привести, не тема этой статьи. Но не решать её нельзя.

А решение, повторю, весьма несложное. Первое: установить счётчики, учитывающие всех потребителей, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома. Второе: отнести потери во внутридомовых сетях в тариф на энергоноситель. Третье: внести изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам в многоквартирных домах согласно п.1 и п.2.

Это позволит снять социальную напряжённость и вновь вернуться к вопросу мотивации населения к сбережению ресурсов в ЖКХ. Давайте жить дружно!