Иллюзии под ногами

16 марта 2015 г. 15:12

Шагнуть в ад прямо с мостовой, выкупаться в пруду в тесном переулке, протянуть руку супергерою — благодаря 3Д-стрит-арту можно и не такое.
На оживленных  улицах Лондона, Парижа, Кёльна, Амстердама и Барселоны такие иллюзии —  уже не редкость. То огромные насекомые, то вырывающиеся из-под мостовой водопады и фонтаны, то мчащиеся на большой скорости машины, то гигантский ноутбук и даже целый виртуальный город.

Кто первым рискнул «бросить» иллюзию под ноги, откуда взялась эта удивительная и радостная техника и, наконец, как создают эти удивительные работы? Попробую рассказать о том, что знаю сама. 

Всё началось с мадоннари

Верите или нет, но изображать картины прямо под ногами художники стали еще в 16 веке. Мода на такие цветные картинки родилась в «праматери» искусства Италии. За небольшую плату в честь какого-то праздника или карнавала художники выводили картины прямо на булыжных мостовых.

Сюжеты, которые пользовались спросом у населения, были религиозными. Чаще всего, при помощи деревянной стружки, цветного песка или лепестков цветов мастера изображали Мадонну, отсюда и получили свое прозвище — мадоннари, которое пережило 400 с лишним лет. И сейчас так называют райтеров, которые создают свои уличные полотна при помощи мелков.

Мадоннари нельзя было назвать профессионалами — они были талантливыми самоучками, как и большинство мастеров современного стрит-арта. Впрочем, сам стрит-арт — явление настолько разнообразное и многоликое, что говорить о нем надо небольшими главками. И сегодняшняя посвящена относительно новой волне в этой уличной живописной стихии — 3D-арту.

Перед тем, как шагнуть из 16-го века в двадцатый, еще пара слов о мадоннари. Помимо того, что уличные художники стали предтечей современных райтеров, и сейчас изобретенная ими техника живет и здравствует в Италии, Испании, Центральной и Южной Америке. А четыреста лет назад ради куска хлеба картины под ногами создавал даже великий Эль Греко, когда путешествовал из Италии в Испанию.

Образ из недоступного

Кстати, доводилось ли вам самим сталкиваться с особыми полотнами, с определенного ракурса создающими иллюзию иного измерения? Я имею в виду не уличные изображения, а картины вообще?

Скажете, нет? И ошибетесь. Не верю, что никому из вас не приходилось хотя бы раз попасть в музей, или в храм, и хотя бы час любоваться образцами итальянской живописи. Помните мощные женские и мужские торсы на фресках эпохи Ренессанса? Или более поздние портреты голландских мастеров, глаза с которых таинственным и жутковатым образом следят за вами, пока вы следуете по музейному залу? А фрески с их изогнутыми в немыслимых позах героями? Оптические иллюзии дружат с живописью много лет. 

Техника оптических иллюзий, анаморфоз, применялась художниками много веков подряд. Вообще, анаморфоз — это конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая форма, недоступная поначалу для восприятия как таковая, складывается в легко прочитываемый образ.

Но, хотя сама техника была знакома художникам много лет, на улицы выносить ее никто не пробовал. До 1982 года, когда мичиганец, бывший сотрудник НАСА, Курт Веннер не создал свое первое 3D-полотно. Город, который он выбрал для этого, стал знаковым для направления — вечный город, Рим. Именно Веннеру принадлежит разработка уникальной геометрии, позволяющей создать иллюзию на горизонтальной поверхности улицы.

Как только появились первые римские работы основоположника, мода на новый жанр в рамках стрит-арта стала расползаться по всему миру, к вящей радости прохожих. И, постепенно, у «иллюзий под ногами» появились свои классики. И все же, имя Веннера стоит в их списке особняком: в отличие от коллег по цеху, Веннер краскам и аэрозолям предпочитает мел. 

Классики жанра

Кроме Веннера, есть еще с десяток имен, которые наводят священный трепет на простых мадоннари. К примеру, испанец Эдуардо Релеро. Местом жительства маэстро выбрал Мадрид, и именно его жители и гости чаще всего имеют возможность сфоткаться рядом с новым иллюзорным творением.

В сентябре 2013 года 45-летний Эдуардо приезжал в Читу, чтобы принять участие в фестивале «Мы — это мир», и рассказал о том, как в его жизнь вошло 3D-граффити: «Это была чистая случайность. Раньше я занимался просто живописью на асфальте в Италии. Это был не трехмерный рисунок. Несколько лет назад меня попросили сделать рекламу для часов «Swatch».У меня появилась идея, как это сделать, я реализовал эту идею, и у меня получилось».

А потом, к радости российских райтеров, Ревело провел мастер-класс для начинающих художников. Говорят, подсказал немало крутых фишек.

Еще одно громкое имя — Джулиан Бивер, британец, уже 25 лет радующий поклонников стрит-арта масштабными и качественными работами. Его собственный стиль изрядно приправлен политическими сюжетами, что отличает его от других мастеров жанра. Так во время саммита «Восьмерки» на одной из центральных улиц Эдинбурга он изобразил земной шар с опоясывающей его антиглобалистской надписью «Make Poverty History» («Пусть бедность уйдет в историю»). Как и Веннер, Бивер предпочитает работать мелом.  

Отдельного внимания заслуживают два немецких мастера. Первый из них — Манфред Стадер. Впервые он использовал тротуар вместо мольберта во время обучения в знаменитой Школе искусств Иоганна Фридриха Штеделя во Франкфурте. Это было в начале 80-х, а уже в 1985 году Манфред становится признанным мастером среди немногих художников, рисующих на асфальте. Эта необычная картина, под названием «Stuntcity» появилась в 2005 году в Берлине, прямо на Потсдамской площади.

Еще одно имя, обойти которое просто невозможно — «гуру» уличного 3D-арта немец Эдгар Мюллер. На данный момент, он — автор самого масштабного рисунка за всю историю «асфальтных иллюзий» — работы «Водопад». Она занимает 280 кв. метров. А история создания связана с Канадским фестивалем изобразительных искусств, который проходит ежегодно на протяжении многих лет. В городе Му-Джо, в 2007 году, при большом скоплении народа и появилось на свет это произведение искусства. Правда, работа потребовала четырех дней и помощи семи местных художников.

Кстати, рисовать Мюллер начал в шестнадцать лет, и регулярно проигрывал на конкурсах граффити: «Мои поражения подталкивали меня к саморазвитию». Успех пришел к нему в 19 лет, когда он решился изобразить на асфальте «Ужин в Эммаусе» Караваджо. Первое место в международном конкурсе стало началом успешной карьеры, если это понятие применимо к мастерам стрит-арта. Тем не менее, денег хватило на то, чтобы в 25 лет создать свою студию, в которой мастер мадоннари учит рисовать молодое поколение уже много лет подряд. Ну а когда берется за краски сам, то создание одного произведения — не считая подготовки — занимает у него в среднем пять дней.

В зависимости от собственной техники 3Д-рисунок на асфальте художники изображают с помощью специальных мелков, масляных, акриловых или аэрозольных красок. Иногда мастера работают вместе. Так в центре Берлина на Потсдамерплатц два года назад Эдгар Мюллер и Манфред Штадер создали новую иллюзию, причем за рекордно короткий срок — четыре дня. А ведь размер изображения — 15 на 25 метров!

Улица как праздник

В России к уличному искусству просто таки отлично относились во время революции, в начале двадцатого века. В манифесте футуристов, подписанном Давидом Бурлюком, Владимиром Маяковским и Алексеем Каменским, сказано: «Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.
     
Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку — мелодии, грохот, шум — прекрасных композиторов всюду.

Пусть улицы будут праздником искусства для всех».

После футуристических манифестов прошло много лет, прежде чем они стали наяву воплощаться  в жизнь. В 90-е, не говоря уже о нулевых, граффити на стенах, мостах и заборах нельзя было удивить даже жителей самых маленьких городов. Но вот иллюзорными изображениями никто увлекался. Переломным стал 2006 год. В чем дело?

Начнем с того, что среди мастеров асфальтных иллюзий есть и наши соотечественники. Первым русским 3Д-райтером иначе говоря, мадоннари, принято считать Филиппа Козлова. Уроженец Волгограда появился на свет в 1984 году. Рисовать Филипп начал буквально с пеленок, а вот об искусстве изображения мелом на асфальте («классики» не считаются!) узнал только в 2006 году, когда желание повидать мир занесло его в США.

Практически сразу он взялся за мел, перечитал гору литературы, и, не найдя земляков единомышленников, взялся за дело сам. Практически сразу же он стал участвовать в различных международных конкурсах, и года через три пришло признание. А с ним — и первые коммерческие заказы, так что в числе последних работ Козлова немало рекламы. 


 
Еще один наш соотечественник, ныне живущий в Германии Николай Арндт, начиная с 2009 года, вполне успешно освоил азы жанра, и его дикие животные наводняют улицы европейских городов. Между прочим, малой родиной одной из звезд русского 3Д-стрит-арта стал городок Гаврилов-Посад в Ивановской области.

Глядя на эти работы, становится грустно, что ни в одном музее мира не существует отдела коллекционирования и хранения работ мастеров стрит-арта. Так что спешите видеть! И если уж вам подфартило, и удалось увидеть работы райтеров вживую, не пожалейте кадров — возможно, именнопо ним и будут судить о таланте мастеров их потомки.

Как так получается?

Если у кого-то зачесались лапы, и захотелось выполнить что-нибудь этакое самому, рассказываю основные правила оптических иллюзий.

Начнем с того, что технология переноса изображения на асфальт требует кропотливой и тщательной подготовки. Рисунки мелом на асфальте 3D сначала печатают на обычном листе бумаги. После на изображение наносится специальная разметка в виде масштабной сетки. Затем такая же разметка переносится на асфальт и с необходимым увеличением пропорций на ней формируется предварительный эскиз будущей картины. Как рассчитать пропорции рисунка можно узнать на спецсайтах, коих в сети предостаточно. Вот, к примеру http://men-art.ru/kak-narisovat-3d-risunok/

Еще один совет: прежде чем выплескивать свое творчество на публику, освойте малые формы, то есть попробуйте нарисовать рисунок на обычной бумаге и простым карандашом. Ну и следующий шаг, самый сложный, собственно создание полноцветного изображения.

Важно, что необходимый объем 3Д-рисунок на асфальте приобретает только при условии взгляда на него под определенным углом. Достаточно немного изменить угол зрения — и эффект трехмерности исчезает, зритель увидит только искаженную плоскую картинку

Впрочем, для создания 3Д-изображения не обязательно использоваться большие площадки и краски с мелом. Подойдут и обычные лист с бумагой. Подобные графические иллюзии выглядят не менее симпатично, как доказывают работы голландского художника Рамона Бруна.

Или работы японца Нагаи Хидеюки, который тоже предпочитает два блокнота и карандаш. 

Любой инструмент и поверхность в умелых руках преобразятся и подарят головокружительное ощущение нереальности. Правда, только с определенного ракурса.

Подготовила Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *