Помощь в «одно окно»

На минувшей неделе в Калуге прошли испытания новой системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по номеру 112. Нововведение не только позволит со временем отказаться от известных нам с детства номеров 01, 02, 03 и 04, но и ускорит процесс реагирования на просьбу о помощи.

По стечению обстоятельств презентация единого номера спасения, который, по идее, должен был сделать Калужскую область еще ближе к Западу, совпала с резким похолоданием отношений между нашей страной и «европейским домом». Однако начатое в безоблачном 2009 году дело модернизации экстренной помощи населению Главное управление МЧС России по Калужской области все-таки успешно довело до конца. Итоги пятилетней работы были подведены на прошлой неделе, калужские журналисты имели возможность воочию увидеть, как функционирует новая система.

mchs 5830

По словам представителей службы МЧС, появлению единого номера спасения способствовал большой охват населения региона проводной и сотовой связью. Так, по плотности квартирных телефонов мы уступает только Москве, а услугами мобильных операторов у нас пользуется более 90 процентов жителей. Однако не обошлось без существенной модернизации сетей, которую обеспечил известный в области сервисный интернет-провайдер.

Для работы единого телефона службы спасения необходимо было высвободить телефонные номера, организовать службу приема звонков и вызовов и их переадресации соответствующим структурам, создать единую информационную базу. 

Оперативный зал главного управления, обслуживающий единый номер, включает 12 автоматизированных рабочих мест. Участникам презентации продемонстрировали интерфейс оператора, который можно разделить на несколько блоков. Перечень происшествий, состояние обратившегося или того, для кого просят помощи, позволяет человеку, сидящему за пультом, быстрее заполнить карточку экстренного вызова. Данные от пациента, поступающие по телефону, сразу заносятся в компьютерный шаблон.

Новое оборудование обладает функцией автоматического определения номера абонента и места, откуда последовал вызов. Таким образом, если человек по какой-то причине не успел или забыл сообщить эти данные, помощь к нему все равно придет. 

В ходе предварительных испытаний номера выявились и его недостатки. Так, к сожалению, система пока не может определять местонахождение абонентов сотовой связи и «видеть» текстовые смс-сообщения. По словам специалистов, для того чтобы эти опции заработали, необходимо дополнительное техническое дооснащение сетей.

Кроме текстовых данных перед глазами у диспетчеров службы-112 есть так называемая гис-платформа — «живая» географическая карта, на которой видно, от какой службы поступает вызов. Кроме того, можно наглядно представить себе маршрут службы экстренной помощи и километраж поездки. 

В команде операторов службы единого номера есть два переводчика-синхрониста с немецкого и английского языков на тот случай, если за помощью обратится иностранец. Всем собравшимся дали послушать, как будет происходить процесс общения и формирование карточки вызова немецкого подданного. 

Затем нам продемонстрировали вызов, поступивший от человека, нуждающегося в психологической поддержке, — и такая помощь теперь также может быть оказана по телефону 112. К примеру, если вы дальтоник и испытываете страх при переходе на другую сторону улицы, квалифицированный психолог, на которого вас переключат диспетчеры службы, авторитетно подскажет, что нужно делать.

Кстати, оказание консультационной помощи, как показали предварительные испытания системы-112, было больше всего востребовано звонившими: было зарегистрировано более 5000 обращений. Специалисты службы приняли это к сведению и собираются ее расширить. 

Единый номер спасения сопряжен с Государственной системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». В случае аварии необходимая информация о транспортном средстве, включая его точные координаты, автоматически передается в диспетчерский пункт системы-112. Диспетчер, связавшись с водителем и получив подтверждение об аварии, организует выезд на место происшествия служб МЧС, ГИБДД, «Скорой помощи». 

В полной мере система экстренного реагирования при авариях вступит в силу в следующем году. Для сорокамиллионной массы автомобилистов России эта услуга будет бесплатной.

Чего нельзя сказать еще об одной масштабной компьютерной программе, также сопряженной со 112, под названием «Эвакуаторы России». Зато теперь водителям можно не запоминать шестизначный номер службы «такси для машин», а сразу звонить по единому номеру. По крайней мере, на презентации тестовый вызов эвакуатора прошел весьма успешно.

В перспективе помимо «Эра-ГЛОНАСС», «Эвакуаторов России» к единому номеру будет подключено еще несколько программ. В следующем году предполагается объединить в единую сеть также «Безопасный город» и «Картину радиационной обстановки области». 

Немного раньше Калужской области на единый номер спасения перешла Тульская . Теперь два соседних региона могут тесно взаимодействовать и перенимать друг у друга опыт. Хотелось бы надеяться, что следствием этого сотрудничества будет возможность результативно дозвониться до 112 из любой точки двух областей.

В пятницу Главное управление МЧС России по Калужской области подвело итоги государственных испытаний и приступило к следующему этапу реализации программы-112. В следующие месяцы предстоит обкатать новую систему и отшлифовать весь процесс дозвона, переадресации звонков и оказания экстренной помощи.