Человек ритма

Поэзия сегодня находится в странном состоянии: стихи издают, но считается, что не читают.  Зато пишет каждый второй: тысячи поэтов  разного уровня ежедневно изливают свои рифмованные мысли на специальных сайтах в Интернете. Как найти настоящего? Мы пообщались с молодым калужским поэтом Павлом Тришкиным.

— Павел, как проходило ваше детство? Вы из литературной семьи?

— Нет, но из хорошей.  Папа военный, мама учительница русского и литературы. У семьи сложная судьба, как и у всех, кто прошел 90-е годы. Главное, что родители всегда давали возможности развиваться, у меня никогда не было преград. Разве что материальные. По образованию я учитель труда. И даже работал шесть лет в школе. Вел труд, информатику. Сейчас работаю в частной компании, не связанной с литературой, а поэзией занимаюсь параллельно. Мне хотелось бы быть исключительно профессиональным литератором, то есть жить за счет профессии. Однако зарабатывать этим деньги очень сложно.

poeyt

— Как вы стали поэтом? Почему не забросили стихи в детстве, как многие делают?

— Мне было уже лет 25, когда я решил: буду поэтом. Ну, как решил…  Я занимался музыкой.  Но это требовало затрат, надо было собирать коллектив, контролировать его. Кроме того, у меня не было музыкального образования.  И я отложил гитару и стал писать на бумаге — то есть не песни, а стихи. Тогда я еще не понимал, что это тоже профессия. Что я должен не просто писать в стол, а быть в определенной поэтической среде, общаться с коллегами, постоянно интересоваться тем, что происходит в мире, учиться новому, и так далее. Но мне очень сильно повезло — я попал в хорошие литературные студии. 

Первая  — это студия Дар, которую вел Александр Васильевич Трунин — председатель калужского отделения союза российских писателей. А вторая —  Вега, которую тогда вел Сергей Анатольевич Нилов. Считалось, что первая — молодежная, а во вторую ходили люди постарше. Руководители студий и стали моими первыми главными учителями. Поначалу я испытывал настоящую эйфорию оттого, что попал в эту среду. Я сидел и слушал, просто впитывал все подряд. Потом мне еще раз повезло, я попал на фестиваль в Коктебеле, где собрались все представители цвета русскоязычной поэзии — и российской, и из-за рубежа… Только потом я понял, что нормальные люди не ходят на все подряд вечера, выступления и мастер-классы, это очень трудно выдержать морально и физически. Поэтому, когда я приехал домой, после семи дней фестиваля, меня уже «подташнивало» от поэзии. Зато я, как это говорится: «осознал себя как поэт».

— Вас не отговаривали?

— Взрослые поэты поначалу часто говорили, что это не интересно молодежи.  «Мы старые остались, мы допишем и после этого — всё». А я был удивлен. Тогда, собственно, кто я, если мне это интересно?

Решил доказать, что молодые все же есть. Появилась идея создать альманах. Надо сказать, что качество материала оказалось довольно высокого уровня. Работать над  первым альманахом здорово помог Александр Трунин. Он как раз проводил конкурс в городе, и у него был собран материал. Из тех, кто тогда появился впервые, был ныне известный в литературных кругах калужский поэт  Петр Топорков. Ему тогда было, кажется, 18 лет. Сейчас он уже кандидат филологических наук, издается, становится известен и как ученый. Был еще Игорь Красовский, другие яркие молодые ребята. Дебютировали мы почти все тогда в приложении «Меценат» — было такое приложение к газете «Весть». А теперь СМИ не публикуют: я пытаюсь, спрашиваю, но… Я не представляю где сейчас кроме Интернета можно публиковаться в периодике. 

Следующий альманах у нас был более серьезным: кроме молодых калужан, мы взяли известных — Булата Окуджаву с разрешения его вдовы, Виктора Пеленягрэ (автор известной песни «Как упоительны в России вечера»), и других связанных с Калугой авторов. Ну и чуть позже, уже в третьем номере мы смогли, оставив как базу, калужских поэтов, привлечь молодых талантливых ребят со всей России. Например, Александр Переверзин там публиковался, а теперь у него свое издательство,  «Воймега», которое публикует  многих ярких поэтов России. Здесь мне помог Кирилл Владимирович Ковальджи. А потом… У меня закончились деньги, закончился и альманах. 

— И теперь вы просто поэт и пишете в стол?

— Нет, конечно, я много публикуюсь.  Сейчас в планах хороший проект, совместно с Татьяной Поленовой, министром молодежного правительства Калужской области. Хотим провести конкурс, отобрать ребят и провести с ними серию мастер-классов с самыми интересными, именитыми поэтами, мастерами. Это кажется, что какой-то слабый приз за конкурс, не деньги и подарки. Но на самом деле для тех, кто этим хочет заниматься — эти мастер-классы серьезное подспорье. Ребята не только получат профессиональную оценку своего творчества, но и смогут соприкоснуться с настоящей современной литературой. Будет, надеюсь, и какое-то материальное выражение, премии лучшим, но об этом пока рано говорить, здесь многое зависит от того, получим ли мы помощь от других. 

Кажется, что поэзия — это такое явление, которое не может быть провинциальным, но на самом деле, это не так. Стихи тогда становятся провинциальными, когда их пишут в стол, общаются только с самим собой, не замечают, что происходит вокруг. На самом деле это чаще всего становится «перепиской Пушкина на свой лад». Люди вообще не представляют иногда, что была поэзия серебряного века, что есть приемы и так далее. Спрашиваешь про современных, и никто не может ответить. Никто не читал. Да и как среди дебрей бесконечных стихов выделить настоящего поэта? 

— Ну как выделить… Есть те, кого сразу видно: Вера Полозкова, например…

— Есть литературный процесс и литература. Когда себя пиаришь — это процесс, когда собственно пишешь — литература. И Вера Полозкова — яркий пример хорошего пиара. Она молодец, на самом деле, но насколько большой она поэт — покажет время. 

Если в Калуге появляется кто-то, кто умеет зажигать, создавать вокруг себя тусовки, устраивать баттлы, им становится здесь тесно, и они уезжают в Москву. Почему бы не делать интересно здесь? Да вот, мы стараемся, пытаемся делать что-то интересное. 

— Ну а отклик есть? Калужанам интересны поэты?

— Я думаю, что это сегодня входит в моду. Поэтический процесс в Калуге существует, идет. Например, был наш альманах. Потом был такой клуб «Синатра», в котором образовалась площадка для поэтов. И пусть кто-то из них был маргинальным. Потому, что когда из любой среды выходит большой поэт — это уже становится не важно. Главное, чтобы образовалась среда, которая его поддержала, когда он был молодым и неопытным. Что меня радует, по-крайней мере, в Калужской области появился один поэт, услышанный во всей России  — Валерий Прокошин. Появилась даже Прокошинская премия, всероссийская. Сейчас у нас в городе живут и работают несколько действительно сильных поэтов.  Потом, появился кое-кто из молодых. О себе, наверное, тоже уже можно сказать, пока тихонечко.

С недавнего времени я возглавил ЛитО. Это студия «Вега», но я пока  стараюсь называть ее сообщество. Формат студии предполагает наличие мастера, а я себя таковым еще не считаю. Туда приходят все, кто хочет. Но есть какой-то природный фильтр: мы обсуждаем новости, тексты, серьезно работаем. Люди, которые просто пришли полюбоваться собой, чтобы их похвалили — они уходят. Остаются те, кто готов учиться, развиваться. Среди них есть интересные поэты, и мы готовы приглашать и других людей. Так что — приходите. Приходят все — от 18 до 70 лет. Есть и совсем молодые — несмотря на мнение, что они не пишут, не читают и так далее. Так же, как и во все времена приходят  14-летние с любовными стихами. В основном девушки. В этом возрасте все начинают писать стихи про любовь, а с взрослением заканчивают писать. Продолжают только единицы, это нормально.  Но бывает, когда 14-летний человек приходит и читает не только «про любовь», а стихи на другие темы, довольно глубокие и интересные. Конечно, и у них есть ошибки, но потенциал, если он есть — всегда видно, вне зависимости от затронутых тем и технического уровня автора. Главное — это очень важно, чтобы пишущим людям было куда пойти, где показать свое творчество, получить толчок к дальнейшему развитию  и работе.

Недавно я получил грант от министерства культуры и союза российских писателей — есть такая стипендия для молодых.  72 тысячи. На эти деньги издали три книги. Это моя книга, Петра Топоркова и Игоря Красовского. Получилась новая серия. Две из трех книг — дебютные. Если все будет хорошо — будут еще книги в этой серии. Очень хочется, чтобы наш город, наша область становились все более заметным на литературной карте страны. Тем более, что все для этого у нас есть.