Вес красоты

Вернисаж в Выставочном зале Союза художников, посвящённый 65-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельности Владимира Арепьева, стал столпотворением. Обилие гостей лучше всяких слов рассказало о востребованности мира, созданного живописцем.

Пришедших ждал сюрприз — распродажа, на которой художник предлагал купить свои работы разных лет на вес — два рубля за грамм. Получалось в три-четыре раза дешевле обычной цены, так что начинание имело успех. 

Мы поговорили о юбиляре со старейшиной искусствоведов нашего города Владимиром Обуховым.

— Когда Владимир Арепьев приехал в Калугу, он был мечтателем с запрокинутой к небесам головой, числился в художниках — реалистах. В нем горело сильное желание ухватить, передать правду жизни в строгой, подчас суховатой манере. 

veskrasoty6309337

После образования объединения АКАНИС в творчестве Арепьева стал потихонечку происходить перелом. Он увлёкся абстракционизмом и идеей, идущей от японского искусства: «Художник должен менять себя, своё «Я». Владимир настолько освободился от условности, что стал устраивать на открытии своих экспозиций акции, перфомансы (например, совместно с Элей Невинной изобразил статую Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»).

Сегодня Арепьев — опять реалист, увлеченно пишет перелески, речушки, избы.

— «Впал, как в ересь, в неслыханную простоту», подобно Пастернаку.

Сам Владимир Александрович так рассказал нам о своей профессии.

— Живопись — самое яркое проявление изобразительного искусства. Потому что эта техника позволяет многократно переделывать, добиваясь совершенства. У мраморной скульптуры, например, руку в другое положение не поставишь, а краски на полотне позволяют десятилетиями менять замысел. Сейчас на выставках современного искусства живопись вытесняется, целые залы отданы под видеоинсталляции. Нам хотелось показать актуальность и жизнеспособность этого вида искусства.

veskrasoty6309346

— Сейчас мир перенасыщен яркими, смоделированными на компьютере изображениями. «Картинка» стала обыденнее асфальта. Зачем еще и на выставку идти?

— Кино по телевизору показывают, а в наш театр билеты только за месяц можно купить. Ничто не заменит «ручную работу», она уникальна. Подумайте еще вот о чем: мир меняется, и многое исчезает. Исчезла целая страна — СССР. И те полотна, что были написаны тогда, несут тот дух и воздух, нарасхват раскупили на Западе. У художников все запасники пусты. Их старые работы — как машина времени — осколки мира, которого нет — это фантастично!

— Как соотносятся в живописи продуманность и случайность?

— Из «случайности» возникли фузинки. Когда художник смешивает на палитре краски, в конце сеанса всегда немного остается, их соскабливают, получается «фуза» — отходы. Я стал намазывать их на доски. Раз за разом возникал сюжет, ритм. Я доводил его, добавлял голову персонажа, дорисовывал детали. Так появились «фузинки» — картины на вертикальных досках. «Когда б вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда…».

На специальном визуальном листе отзывов друзья оставили графические оценки. Судя по ним, и вечер, и весь путь художника — феерически успешны. Придите на выставку, сравните свои впечатления с полными иронии комментариями автора на обратной стороне этикеток!