Где спрятаны золотые руки?

В декаду инвалидов мы посетили Калужский реабилитационно-образовательный комплекс. Начался визит в КРОК с посещения спортзала: этот месяц для ребят ограниченными возможностями шли мероприятия. Мы попали на день спорта. 

С утра ученики были на мастер-классе по аэробике, потом — стрельба из лука, а мы зашли в спортзал, под гул и выкрики за специальным столом для армреслинга соревновались двое парней. И никто из них не спешил сдаваться. Физрук Андрей Николаевич результатами доволен: подготовка ребят хорошая, да к тому же они показали сплоченность, когда болели друг за друга.

krok 0138

— Наше учреждение — для инвалидов, которые хотят учиться, — рассказывает уже чуть позже в своем кабинете Андрей ВОЛОХОВ, руководитель комплекса. — Учеников не особенно много: 12 человек — трудовая мастерская, 8 человек — на адаптации и 82 проходят программы спецобучения. Это будущие швейники, обувщики, слесари-наладчики швейного оборудования, операторы ЭВМ, художники росписи по дереву и изготовители художественных изделий из лозы. Группы небольшие по составу. Самый продолжительный срок обучения — 2 года — это операторы ЭВМ и швеи. В этом году на эти направления мы набрали курс впервые. У всех остальных срок обучения — 10 месяцев — минимальный. Но мы относимся с пониманием к способностям своих учеников и не фиксируем сроки обучения: сколько нужно человеку для получения нормальной профессиональной подготовки, столько он и будет ее проходить.

С принципом работы разобрались, теперь просим Волохова рассказать о проблемах.

— У нас есть и дети-сироты, и выходцы из детей-сирот (это те же сироты, которым уже испольнилось 18), и они от нас не уйдут, пока их не обеспечат жилым помещением. Процесс идет, ребята получают жилье, кто-то — до того, как закончит учебу, кто-то после. Когда ученик от нас переезжает, мы помогаем ему с оформлением положенных документов, а также наполнением мебелью. Ведь для прессы сначала вроде обещали, что инвалиды будут получать квартиры с какой-то хотя бы минимальной обстановкой, на деле же мы сейчас сталкиваемся с другим. Наши воспитанники в Кабицыне получили квартиры, там голые стены…

krok 0163

Деньги на обстановку есть у самих детей. За время обучения они аккумулируются на счетах, и пока дети учатся, учителям удается для них накапливать некоторые суммы. Но как только дети из школы выходят, они, конечно, начинают эти деньги снимать и почти всегда совершенно бесконтрольно тратить. Они же все еще дети! 

Но самое важное для них — даже не просто получить образование. Сложной оказывается социальная адаптация, тот путь, который начинается уже после окончания профессионального учебного заведения. Такие дети нуждаются в помощниках.

— У нас в Калуге есть замечательный опыт социального сопровождения. Им занимается центр «Расправь крылья». Но на первом этапе они выбрали направление, связанное с сопровождением именно выпускников детских домов. У нас тоже есть такой опыт, но социальный педагог к нашим ученикам прикрепляется, пока они обучаются здесь.

Как люди, профессионально работающие с инвалидами, мы прекрасно понимаем, что и после обучения бросать ребят нельзя. Для тех, кто нуждается в социальном сопровождении и дальше, мы даем такую возможность и на протяжении двух следующих лет, по заявлению бывшего ученика, продолжаем ему помогать. Эта практика называется «социальный мониторинг», или «патронаж». Но это мы говорим о сиротах. Их не так много — сейчас, например, 20. Были годы, когда их было 50-60 человек.

Волохов рассказывает, что даже получение профессии не является гарантией трудоустройства.

— По статистике, устраиваются только 65% наших выпускников. Причем мы даем профессию, но не настаиваем на том, чтобы они шли по специальности. У нас одна девочка — выпускница швейного цеха — работает вообще маляром. Она устроилась в жизни, у нее хорошая зарплата, она влилась в коллектив — и это прекрасно! Путь будет так.

Другая девочка закончила обучение как художник. Ей очень нравилось делать открытки. Она живет сейчас в Обнинске. Через интернет нашла в Москве предпринимателя, которому потребовалось это умение. Сейчас ей привозят на дом материал, и она делает замечательные авторские открытки для определенного магазина. Есть такие примеры. Но, к сожалению, есть и другие. Иногда родители переоценивают возможности такого ребенка, но им обязательно надо объяснить, что возможности их чада ограничены.

Однако ученики КРОКа замечательно справляются с работой, которую надо делать руками. В декаду инвалидов в учреждении открылась уникальная выставка поделок. Среди них — потрясающей красоты роспись по дереву, удивительная сувенирная продукция из лозы, очаровательные платья для детей и подростков.

— А такую одежду в натуральную величину смогут сшить? — спрашиваю я.

— Конечно! Это платье тоже не просто модель для выставки. Его шили одной девочке на новогодний утренник, и после выставки хозяйка его заберет.

На вопрос, как можно продавать такие замечательные работы, Волохов грустно разводит руками:

— На данном этапе официально поделки не продаются: нет никаких нормативных документов. Но у нас есть договоренности с профсоюзными комитетами некоторых предприятий. Это завод «Вольво», это «ЛИР». На своих мероприятиях они проводят ярмарки, на которых продают наши сувениры, а потом по нашей просьбе закупают нужные нам материалы или оборудование. То есть воспитанникам, которые работают, мы ничего не платим: они находятся на государственном финансировании. С нового года мы уже будем что-то менять. А пока отрабатываем технологию. Мы понимаем, что такая деятельность никогда не будет приносить прибыль, она имеет другие цели.

Мы побродили по выставке, вдохновились талантливыми работами золотых рук учеников комплекса. Оказалось, что выставка традиционная. Таких здесь проходит две в год. Представлены работы швейников, обувщиков, есть сувенирная продукция, которую делают в трудовой мастерской. В этом году экспозиция посвящена сказкам. Большинство работ поедет на ярмарки.