Город для людей

С новым главным архитектором Калуги Сергеем Ткаченко журналисты встречались в октябре. Отвечая на многочисленные вопросы, он сказал, что намерен пройти город пешком. Только так можно его хорошо почувствовать.И вот новая встреча.

— Сергей Борисович, сколько с тех пор вы прошли кварталов?

— Достаточно много. И готов повторить, что Калуга мне интересна уже тем, что ее историческая часть не была уничтожена и обезображена. Старина всегда красит город. Но порой в погоне за «красивостью» подмазывают, подштукатуривают, тем самым стирая прелесть времени. А ведь именно древние памятники, как правило, привлекают туристов.

Мне часто приходится бывать за границей, и меня заинтересовали широко применяемые там новые технологии, сохраняющие следы былых времен. К примеру, в Венеции на такие постройки наносят специальные слои, которые, с одной стороны, защищают их от разрушения, с другой — не дают исчезнуть старине. Но мы о такой практике и не мечтаем — все это очень дорого.

gorodlyudeytkachenko 0033

— И все-таки мне не совсем понятно, как могут нравиться невысокие городские строения тридцатых годов, которые наверняка ненавистны жильцам этих домов. Чем они вас очаровали?

— Прежде всего, тем, что подобный стиль просуществовал долго. И выжил. Пусть нынче он в запущенном состоянии. Это даже хорошо, значит, его можно восстановить.

— Я думаю, что каждый архитектор мечтает построить город с чистого листа. Это ведь легче, чем блуждать в застроенном микрорайоне, где немало охранных строений, которые трогать (сносить) вам никто не позволит. Да и отыскать свободные клочки земли очень сложно.

— Да в Калуге таких «чистых листов» практически не осталось, разве что в восточной части Правобережья.

Но самая главная загвоздка здесь в том, что в городе до сих пор нет генерального плана застройки. А раз его нет, то это дает возможность неким «инвесторам» лепить дома где попало. Чтобы такой генплан появился, потребуется немало времени. К тому же это колоссальный труд большой команды специалистов. 

— Бесспорно, в рамках подготовки к юбилею Калуги у вас появятся интересные идеи. Что здесь может стать для вас серьезным препятствием?

— Ответ достаточно банален: всякая идея должна соотноситься со средствами. Вот, скажем, уже принято решение о строительстве набережной. Я уже побывал там, все осмотрел. Да, она нужна городу, да, это будет красиво. Но ее строительство даже без учета многих излишеств обойдется в баснословную сумму. К счастью, средства обещаны федеральные.

pervaya 4436

— Учитывая нынешнюю непростую финансовую ситуацию, городу придется очень жестко разграничить объекты на те, что архинеобходимы, и на те, с которыми можно подождать. Мне кажется, что настойчивое лоббирование со стороны отдельных краеведов по части восстановления Московских ворот как раз к ним и относится.

— Здесь я с вами согласен. Мне известны предложения мест их установки. Ни одно из них мне не нравится. Ведь влепить, втиснуть среди построенного нечто значительное приведет к тому, что мы не получим той монументальности, которая была предусмотрена в свое время великим архитектором Никитиным.

— И все же вам наверняка хочется в предъюбилейные годы успеть что-то сделать свое, некую отметину, чтобы горожане запомнили и потом говорили: «Это сделано в бытность Сергея Ткаченко».

— Лучшая отметина для меня будет в том, что я что-то хорошее не дам разрушить, а сумею сохранить.

— Постоянно калужане высказывают недовольство по поводу массированных порубок деревьев в городе. Уничтожаются скверы, бульвары, оголяют целые микрорайоны. На месте старинных лип сажают прутики, которые с трудом выживают в облаках дымного смога. Вот вам понравился доживший до этих дней бульвар вдоль улицы Чичерина. Так он, пожалуй, единственный, который спасся от топора.

— Здесь я с вами опять же согласен. Однако часто причиной порубки бывает не злой умысел, а древесные заболевания. Выход один — спилить, чтобы опасные вирусы не пошли дальше. Но посадки в городе начались уже с прошлого года, и в дальнейшем городские власти намерены прописать в городе только крупномерные деревья.

— Очень хочется узнать ваше мнение по поводу многочисленных городских скульптур. Как вам они?

— Некоторые просто безобразны, иные вполне приличные. Но это не значит, что я противник малых форм. Просто каждая из скульптур должна соответствовать определенному месту и выполнена профессионально, со вкусом.

— Вы могли бы нарисовать город вашей мечты?

— Да я и не должен рисовать. Я должен руководить. Я — чиновник. А рисовать должны другие.

— В Калуге такие есть? 

— Боюсь, что нет. Ведь даже самый талантливый архитектор должен постоянно быть в своей работе. Иначе он просто выпадает из обоймы. Во всем мире существует практика приглашения конкретного мастера при разработке нового проекта. Точно так же, как приглашают к постановке спектакля подходящего режиссера.

Но, возвращаясь к теме предстоящего юбилея Калуги, еще раз повторю: никаких глобальных преобразований делать не нужно. А если что-то и перестраивать, то делать это надо очень аккуратно и в соответствии с желанием жителей. Город должен быть, прежде всего, удобен для людей.