Революция под личную ответственность

Урбанист-практик Святослав Мурунов прочитал в Калуге лекцию «Культура — нефть XXI века». Знаменитого городоведа пригласила Анна Сенатова — организатор Tsiolkovsky Art Projects. Спикер попытался сначала дать анализ среднестатистического современного города в России, а потом предложил пути решения проблем городского населения с помощью сообществ.

— Нам хотелось ответить на вопрос, что вообще такое города? Почему они не развиваются, а, напротив, фрагментарно деградируют? Как сегодня выглядит город, как он живет?

img 9894

Все просто. Город — это власть, вечная власть, как сложная система со своей внутренней культурой. Город — это бизнес, который измеряет все деньгами, это мелкий бизнес, который не просто не влияет на город, а и сам занимается выживанием. Постиндустриального бизнеса — это IT, архитекрута в ее прикладном значении, коворкинги (читай — совместная работа), стартапы — в небольших городах (около 300 тысяч населения) вообще не существует. Есть отдельные люди из молодежной среды, которые этим занимаются. Власть, как правило, связана с самым масштабным бизнес-клубом города, причем связи там родственные. И это не в каком-то одном конкретном городе, это в 90% городов в нашей стране. И когда меняется мэр, всегда интересно наблюдать, как следом за ним меняется бизнес-верхушка. 

Мурунов хочет сказать, что институты управления, которые сейчас существуют в городах, работают, по сути, на себя, а не на улучшение городской среды, не на комфорт простого горожанина: власть не слышит потребностей селения и работает в основном на продление полномочий, бизнес — на зарабатывание денег. Простой горожанин остается в стороне, но так происходит пока он сам неактивен.

murunov

По мнению спикера, взять некоторые компетенции по созданию комфортной среды в свои руки возможно. Для этого нужны сообщества. В среднестатистическом городе они должны быть такими: 

1. Локальные сообщества. Группы, которые образовываются по территориальному признаку: подъезд, двор, микрорайон. (Кто из нас знает всех соседей по подъезду, дому, двору? Разумеется, собрать группу и взять на себя ответственность за собственную территорию, как это принято в Европе, как это было в СССР, никто уже не решится. В Калуге, напротив, соседи незаконно делят территорию двора под парковки и возводят заборы.)

2. Событийные сообщества. Группы, которые образовываются для создания фестивалей, ярмарок, концертов. (В частности, в Калуге есть и фестивали, и ярмарки. Но их инициаторами являются либо отдельные люди, либо власти.)

3. Виртуальные сообщества. Это группы, которые начали появляться в последнее время — на площадках социальных сетей. (В Калуге самые известные из них базируются в «Фейсбуке» и «Одноклассниках». Это «Мамочки Калуги», «Зеленый город» и т.д.).

4. Творческие сообщества — по идентичности. Но люди в них, как правило, неактивны.

Тем временем именно в создании городских сообществ Мурунов видит решение проблемы деградации города. Святослав считает, что только активные единомышленники настроены не на продление власти, не на зарабатывание денег, а на улучшение условий собственной жизни. Однако, несмотря на то что городские сообщества в Калуге возникать все-таки начали, им чего-то не хватает, чтобы отстаивать свои позиции, чтобы воплощать идеи. 

Заставить городские сообщества работать можно. Для этого нужно разделить членов группы: здесь нужны идеолог, коммуникатор и организатор. Беда современных сообществ в том, что три эти роли, как правило, исполняет только один человек — собственно инициатор городского сообщества. Мурунов считает, что обществу пора научиться действовать сплоченно не ради финансовой выгоды, а для улучшения собственных жилищных условий.

В пример приводилась Европа, где городские сообщества, в частности территориальные, очень сильны. За двор отвечают сами жильцы. У них все распланировано: где детская площадка, где газон, кто ухаживает за цветником, где ставят машины. Любые изменения согласовываются не только с органами ЖКХ, но и с каждым соседом. Принято знакомиться между собой — приходить в гости с пирогами. Во дворах есть старейшины, представиться которым надо в первую очередь. Они расскажут все писаные и неписаные правила двора. Почему так не поступать калужанам? Когда соседи переругались и собственный комфорт перестал быть нам интересен?

Будущее города Мурунов видит в образовании городских сообществ и активной их коммуникации между собой. Для этого предлагает создавать мероприятия и звать на них абсолютно все активные сообщества. Меняться между сообществами ресурсами. Особенно масштабные темы обсуждать открыто и с приглашением СМИ. Создавать отчеты с обсуждений и выкладывать в Сеть — чтобы в дальнейшем все сообщества могли пользоваться опытом друг друга.

Затронул спикер и тему культурных кодов города. Перед лекцией он прогулялся по городу и увидел наши новые арт-объекты. Многое показалось ему неясным: почему, например, мешок с деньгами находится именно в этой части горда? Какую смысловую нагрузку он там несет? Зато впечатлили музыкальные часы на универмаге «Калуга» — с портретом супруги бывшего главного архитектора города. Рассказав о своей прогулке, Мурунов переключился на культурные коды города: их у нас все меньше.

Столичный гость так же, как и мы, заметил, что власти потихоньку уничтожают то наследие, которое на протяжении многих лет отличало Калугу от других городов, стирая с городских улиц аутентичные старинные домики и ведя новую типовую застройку. 

— У каждого города должна быть своя идентичность, свои культурные коды, которые воздействуют на эмоции местных жителей и делают Калугу узнаваемой в других городах.

Какие культурные коды в Калуге? Циолковский? Он давно стал международным. Космос? Он давно перестал быть в нашей стране актуальным. Сам Мурунов назвал одним из создателей калужской аутентичности Евгения Горина — культовую личность и создателя космофеста, который проходит 12 апреля. Оказалось, Святослав рассказывает в других городах о перфомансах, которые Горин устраивает на День космонавтики под ракетой, и поблагодарил за это самого Горина, присутствовавшего на лекции.

Были затронуты еще многие вопросы, однако в целом она оставила много вопросов и почвы для размышлений: выразят ли готовность калужане группироваться в городские сообщества, выходить с инициативами и налаживать между собой горизонтальные связи? Или наши сообщества так и останутся в соцсетях и будут и дальше обсуждать ненужную и неуместную инициативу кого угодно, только не их самих.