Мал этаж, да дорог

Жителей старых малоэтажных домов ждет неприятный новогодний «сюрприз». Резкий скачок стоимости тепла произойдет в полном соответствии с законом. Нетрудно предположить, какова будет реакция людей на январские платежки, где вместо и так немаленькой суммы в графе «отопление» будет стоять цифра несколько большая…

Калужанка Любовь М., живущая в двухэтажке по переулку Гостинорядскому, о грядущем значительном повышении тарифов знает, но пока до конца не может поверить в то, что коммунальные службы все-таки пойдут на такое. Ее дом вполне можно причислить к числу аварийных: крыша протекает, коммуникации требуют замены. Не так давно жители обратились в управляющую компанию с просьбой о ремонте — заметьте! — за свои средства, накопленные на счету дома. Однако, по словам специалистов УК, деньги где-то «потерялись» при переводе дома с баланса прежней обслуживающей организации на баланс нынешней. После всего вышесказанного возможное повышение жилищно-коммунальных платежей калужанка считает верхом цинизма.

silnyy-ispug-privodit-k-smerti

Дифференцированный рост тарифов на тепло должен произойти в 2015 году в соответствии с постановлением федерального правительства. Он в первую очередь коснется домов, не оборудованных приборами учета тепла. 

Более всего увеличение норматива скажется на жителях малоэтажных домов постройки до 1999 года. Причина в том, что старые одно- и двухэтажные здания по сравнению с высотными новостройками имеют худшие теплотехнические показатели. Проще говоря, на обогрев единицы площади в таком доме тратится больше энергии, чем в многоэтажном, где тепло, поднимаясь вверх, прогревает все элементы конструкции. 

Оно, может быть, и так, однако людям от этого не легче, а, скорее, наоборот. За редким исключением одно- и двухэтажные здания прошлого века находятся в плачевном состоянии. Жить в них, мягко говоря, некомфортно, поэтому те, у кого была возможность, отсюда выехали, остались малоимущие и старики. Теперь же оставшиеся обитатели «клоповников» и «бараков» будут «наказаны» еще и более высоким тарифом!

Калугу последствия увеличения отопительного норматива затронут в меньшей степени, нежели районы, где одно-и двухэтажных домов осталось намного больше. 

Муниципальные власти об этой коммунальной проблеме, конечно же, знают и пытаются смягчить последствия. К примеру, по информации руководителя администрации Бабынинского района Николая Калиничева, практически все дома во всех сельских поселениях переведены на индивидуальное отопление. Остались малоэтажки в поселке Воротынск, которые относятся к старому жилому фонду. Их невозможно газифицировать, так как часть домов признана аварийной и в ближайшие два года должна быть снесена.

Очень проблематично, если не сказать невозможно, установить котел индивидуального отопления в кухне площадью менее 6 квадратных метров, с чем также столкнулись в Бабынинском районе.

Еще одним вариантом решения проблемы может быть установка общедомовых приборов учета, которая поможет уйти от тарифного «беспредела». Вот только это не всегда возможно. В Воротынске, как, впрочем, и в других наших населенных пунктах, немало домов, которые не имеют ни подвала, ни другого подсобного помещения, где можно было бы установить счетчики.

Глава администрации Сухиничского района Анатолий Ковалев также выступает за постепенный перевод старых советских малоэтажек на индивидуальное отопление. Однако пока удалось перевести в разных населенных пунктах от 10 до 30 процентов квартир. 

Руководители администраций сетуют на то, что «проблемные» дома влетают району в большую копеечку. Да и времени до наступления 2015 года осталось в обрез — не успеют завершить начатую работу до наступления тарифного «часа икс».

Вот как охарактеризовал объем проведенной и еще предстоящей работы по модернизации отопительной системы малоэтажного жилого фонда региона начальник управления ЖКХ министерства строительства и ЖКХ Егор ВИРКОВ:

— За прошлый год было переведено на индивидуальное отопление порядка полутора тысяч квартир и предстоит перевести еще около 2,5 тысячи. 

Мы помогаем районам в части денег по муниципальным квартирам, изготовлению проекта, строительству и замене фасадного газопровода, дымканалов и домоходов. Помощь осуществляется в рамках закона. Например, поменять трубы в квартире, саму разводку или радиаторы мы не имеем права — это частная собственность. 

По словам Егора Олеговича, они людей не бросали и не бросят, но всем огульно помогать не будут. В качестве примера он привел Товарково, где индивидуальное отопление установили практически во всем поселке. За исключением нескольких квартир, где обитают опустившиеся личности. Они уже продали все, что можно было продать, не исключая батареи отопления. Продадут и отопительный котел, будь он у них…

Конечно, хочется надеяться, что жителей малоэтажек защитят и помогут им материально. Правда, настораживает информация о том, что получателями помощи оказалась пока треть нуждающихся. А как же остальные две трети? Не случится ли так, что они-то как раз и «опробуют» на себе все прелести, в кавычках, новой тарифной системы. Непонятно, что делать с домами, где нет возможности поставить ни общедомовой счетчик, ни котел. В общем, вопросов пока больше, чем ответов.

Жизнь учит нас, надеясь на лучшее, готовиться к худшему. Если все-таки предположить не самый хороший сценарий, когда помощь от муниципалитета или из области до владельцев квартир малоэтажного дома по каким-то причинам не дойдет, им стоит готовиться к трем вариантам дальнейших действий. 

Первый предполагает заняться поиском средств на оплату тепла в размере еще как минимум двух-трех тысяч рублей дополнительно к той сумме, которая сейчас стоит в платежных квитках. Установка общедомового прибора учета вместе с оборудованием и установкой — второй вариант, который более затратен в краткосрочной перспективе, но более выгоден в долгосрочной. При условии, конечно, если дом и все квартиры хорошо утеплены, а не отапливают воздух. Цена вопроса — 18-20 тысяч рублей. 

Третий путь, по которому предлагают пойти наши руководители, — индивидуальное отопление, — прекрасен во всех отношениях, за исключением стоимости. Только приобретение отопительного котла обойдется в среднем в 60-70 тысяч рублей. Понятно, что такую «модернизацию» выдержат не все семейные кошельки. 

Впрочем, есть еще один вариант развития событий, который сейчас обсуждается на уровне области. Речь идет о моратории на введение нового норматива сроком на полгода — год. Как предполагается, за этот период работа по переводу отопительной системы старых малоэтажных домов на индивидуальные котлы будет завершена.