Есть слоган «Калуга — душа России». Но не остались ли бренды города в прошлом — что хлудневская игрушка, что космонавтика сверхдержавы? Как связана Калужская земля с сегодняшними символами Отечества?
Мариинский театр был и остается одним из них. Возглавляемый ныне маэстро Гергиевым, этот бирюзовый храм муз парит над Питером, страной, миром на самой высокой достигнутой культурой человечества высоте. Есть в этом заслуга и калужанки, воспитанницы Танеевского училища Жанны Домбровской. Сегодня она — солистка этой прославленной сцены. Когда дива приехала на празднование семидесятилетия альма-матер, чтобы подарить калужанам свое искусство, нам удалось побеседовать с ней об истоках ее музыкальной судьбы.
— Родилась я в Пятигорске, но еще в моем детстве семья переехала в Калугу, где жила бабушка. Маленький двухэтажный домик на улице Дзержинского, где мы живем, был выстроен в 1952 году геологоразведкой СССР, где работал дедушка.
Еще в детском саду мы все, дети, занимались пением, меня все время ставили солисткой. Я удивлялась: «А почему другие так же не поют, это ведь так просто!». Одновременно я занималась и художественной гимнастикой, и в музыкальной школе, пела в хоре Калужского Дворца пионеров.
После десятого класса поступила в Калужское музыкальное училище на отделение хорового дирижирования (вокального нет). Поначалу у меня было как бы два голоса — очень высокий и очень низкий, но педагог Клавдия Федотовна Зайцева помогла мне это преодолеть.
Она добилась того, чтобы к нам приехал педагог Ленинградской консерватории с мастер-классами.
Позже я ездила к нему на занятия, и именно он посоветовал мне идти учиться в консерваторию. На тот момент классическая музыка как профессия меня не очень привлекала — у меня была рок-группа, мы пели репертуар, например, Уитни Хьюстон.
В консерватории меня распределили в группу оперетты, но программа у нас практически не отличалась от оперной группы. На пятом курсе я уже работала в Театре оперетты, потом — в Михайловском театре, потому что мне хотелось петь оперу.
Затем было обучение в Академии молодых певцов, которой руководит сестра Валерия Гергиева.
Начинала в Мариинке я с партий Лючии ди Ламмермур (моя любимая роль), Джильды в «Риголетто». Сейчас пройдет моя премьера «Сестры Анджелики» в «Триптихе» Пуччини.
Гергиев — человечный, очень любит детей (у него самого — трое). В театре все рожают, и балетные, и оперные артистки, и он всегда идет навстречу, помогает. Если идешь по театру с ребенком, он всегда обязательно остановится и что-нибудь скажет малышу. Он все успевает!
— А вы? Есть ли у дивы время на семью?
— Муж приехал сейчас со мной, он капитан дальнего плавания, недавно вернулся из четырехмесячного рейса в Корею, Китай. По дому я делаю все, правда, и муж, Борис, очень помогает, даже завтрак готовит. Недавно натирала паркет…
— В перчатках?!
— Да.
— А дети ваши уже поют?
— Моей дочери — семь лет, и она уже работает в театре второй сезон! Во многих спектаклях есть детский миманс. На увертюре «Травиаты» она выходит как маленькая Виолетта. В «Макбете» была Мертвой девочкой, а теперь — Ведьмочкой. Со мной она выходила в «Иване Сусанине».
— Неужели вы с таким напряженным графиком концертов, репетиций, записей приехали в Калугу специально на юбилей училища?!
— Да, Клавдия Федотовна предупредила меня за полгода. Лариса Александровна Богатырева, которая мне сегодня аккомпанировала, делала это еще в моем студенчестве!
Да, такая выпускница-звезда — триумф учебного заведения и великий стимул для тех, кто занимается в Танеевке сегодня. Не менее важно — сохранить человечность, чувство благодарности к тем, кто поставил тебя «на крыло», к педагогам.
Царство живой музыки, вереница чувств, выраженных голосом, — подарок калужанам от всей истории музыки, от Мариинки, от Танеевского училища. Нынешний директор музея училища, педагог по вокалу Татьяна Шевченко мечтает о создании при Танеевке оперной детско-юношеской студии. Недавно она пела в оперетте и опере стольного города Киева, а ныне — беженка из Украины. Если энтузиазм педагогов, желание студентов встретятся с доброй волей властей, то, глядишь, чудесная акустика Танеевского зала зазвенит ариями и каватинами, и прославленные театры страны украсятся новыми калужскими талантами.
Маргарита РАЗУМИХИНА.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения