Букет спектаклей Калужской драмы пополнился новым цветком — постановкой «Без грима». Три женщины его вырастили — несравненная киноактриса Анна Маньяни, по чьим дневникам поставлена драма; заслуженная артистка России Надежда Ефременко, воплотившая образ, и режиссер Роза Тольская.
Прочитав биографию Анны Маньяни, не понимаешь, как та просто сумела выжить. Родилась она в трущобах Рима в 1908 году. Оставленная на произвол судьбы сначала отцом, а потом и матерью, Анна была воспитана бабушкой и дедушкой.
Девушка некоторое время посещала школу драматического искусства, затем отправилась на заработки в курортный город Сан-Ремо, где выступала с малопристойными песнями. Там она привлекла внимание кинорежиссёра Гоффредо Алессандрини, разглядевшего в Маньяни итальянскую Эдит Пиаф. Брак с ним продержался 15 лет, несмотря на попутные романы с обеих сторон. Сама она признавала, что «женщины вроде меня подчиняются только тем мужчинам, которые способны властвовать ими; я же никогда не встречала того, кто мог бы властвовать мной».
Восхождение актрисы на киноолимп было стремительным, она получила «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль, «Оскар» в номинации «Лучшая актриса», «Золотой глобус», приз BAFTA, «Серебряного медведя». Фотографии с её ролями вошли во все кино-энциклопедии мира, а драматург — провокатор Теннесси Уильямс написал специально для неё пьесу «Татуированная роза».
Кто же взялся за постановку столь сенсационного материала? Роза Тольская — не только режиссер, она принадлежит к семье одной из знаковых фигур театра России XX века. Она невестка классика советской драматургии Виктора Розова, жена его сына Сергея Розова, режиссера.
Мы побеседовали с ней об ослепительно-ярком образе модели полотна спектакля.
— С первого знакомства с творчеством актрисы меня пугал её облик своей обнаженностью и готовностью к горю…
— Для меня Маньяни одновременно и абсолютная красавица, и страшная ведьма. Она чувствует мир не только по опыту, но и обладает сверхчувственным пониманием.
— Все характеризуют Маньяни как великую трагикомическую актрису. Жизнь — это трагедия, комедия или что-то третье?
— Жизнь многообразна, а каждому достаётся трагедия и комедия в разной пропорции… По-моему только идиот может быть счастливым.
— Платон говорил, что «счастье — для животных и рабов».
— …Человек рожден, чтобы жить той жизнью, которую он сам себе построил. Маньяни, выйдя из самых низов, сама себя сделала.
— В чём разгадка востребованности этой актрисы самыми великими режиссёрами — Феллини, Висконти, де Сика, Ренуаром, Росселлини, Дзефирелли, Пазоллини — ни у кого больше нет такого «послужного списка».
— Она была невероятно талантлива и красива, органична, как животное, — непонятно, где она играет, а где она не играет, она искренняя.
— Такой женщине почти невозможно найти себе ровню в пару. Её многолетний роман с Росселлини закончился его изменой с Ингрид Бергман…
— Но он распорядился похоронить Анну в своём фамильном склепе, признав тем самым её частью семьи.
— Как вы писали инсценировку по дневникам, описывающим бури жизни этой женщины?
— Мы вместе с актрисой Надеждой Ефременко делали «нарезку», переставляли так и этак фрагменты интервью, дневников. Анна абсолютно противоречива, нелогична, и эта особенность ее высказываний создает объемный образ. Потому мы и назвали спектакль «Путешествие в разные стороны».
— Ее история и уникальна как история очень талантливого человека, и типична как рассказ о женщине с несложившейся личной судьбой. Она так и не нашла себе пару, «второй сапог».
— А по-моему, он был ей и не нужен. Ее личная жизнь — это работа. Она часто оставляла сына одного, чтобы уехать сниматься, она — самодостаточная личность. В 1965 году в Москву на гастроли приезжал театр из Италии, где она играла центральную роль в спектакле «Волчица». И с тех пор Маньяни для меня — воплощение образа актрисы. Она для меня — критерий, точка отсчета.
— А не слишком ли Маньяни отличается от канонического образа слабой и нежной женщины? Она — женщина — танк, Родина-мать с плаката…
— Как в такой жизни быть не сильной?! Для меня в Маньяни главное — искренность.
— Но ведь все люди врут.
— Врать можно искренне — «сам вру, сам верю».
— В фильме «Из породы беглецов» Маньяни играет в паре с Марлоном Брандо. А в жизни они были совместимы?
— Это люди с одной планеты. Но когда Анна сделала попытки к сближению, Брандо испугался и тихо ретировался, он даже сравнил ее в интервью с хищной паучихой.
— Как ощущает этот образ актриса?
— Я хотела, чтобы Надежда Васильевна забыла весь свой опыт, все роли, не играла ничего, а показала актрису через себя, просто — открыть себя как личность, не прятаться за мастерство.
— Но ведь профессия актрисы — быть красавицей. Красота — это такая удобная маска, ее страшно снять.
— Жить вообще страшно. Мы должны увидеть в этом спектакле не образ, а реального человека…
У вас, уважаемые любители театра, кино и жизни, есть удивительная возможность приблизить экранный образ. А заодно пересмотреть или посмотреть впервые немеркнущее кино — шедевры великой актрисы: «Рим, открытый город», «Самая красивая», «Золотая карета», «Татуированная роза», «Дикий ветер», «Мама Рома»…
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения