Переступить барьер…

Почему очередное заседание Совета при губернаторе области по делам инвалидов проходило именно в Редькинской санаторной школе-интернате Дзержинского района, начинаешь понимать почти сразу, как только переступаешь порог.

Здесь настолько все продумано и адаптировано, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли забыть про свой недуг, чтобы так же, как все, могли учиться, танцевать и улыбаться, так же, как все, радоваться солнышку, участвовать в конкурсах и уверенно идти по жизни.

perestupitbarer 9367

Эта школа — хороший пример того, как надо создавать доступную среду для инвалидов. Там комфортные условия для лечения, проживания и творческого развития детей. Они занимаются в кружках и спортивных секциях, клубах по интересам. Сегодня в школе учатся и лечатся, постоянно проживая, 85 детей из тринадцати районов области. Это дети часто болеющие, с легочной патологией, тубинфицированные.

Впечатляет специальное учебное и реабилитационное оборудование, приобретенное школой в рамках государственной программы «Доступная среда». С помощью гусеничного подъемного устройства для перемещения в кресле-коляске десятилетняя Полина (она страдает ДЦП), к примеру, без труда может подняться на любой этаж. Это замечательный подъемник, удобный, мобильный. Российского, кстати, производства, выпускают наши соседи в Брянске. Цена — 195 тысяч рублей. Министр по делам семьи, демографической и социальной политике Светлана Медникова заметила, что министерство закупило 26 таких устройств для социальных учреждений.

В Редькинской школе-интернате много всего, что приятно удивило. Например, соляная пещера (галогенная камера) для легочных больных, внушительных размеров кабинет гидромассажа, специальные стульчики, с помощью которых удобно купать больных, массажные кресла, где ребята просто балдеют от удовольствия, оборудование для кислородного коктейля, межпороговые пандусы. Они легко сворачиваются в трубочку и висят себе на гвоздике, когда в них нет нужды. Не всем же детям таковые требуются.

Кнопочки в комнатах ребят и коридорах, с помощью которых при необходимости можно быстро вызвать медсестру или воспитателя, поручень для унитаза, ученическая конторка для гиперактивных детей, есть ведь такие, которым ужасно трудно усидеть на уроке. Он может читать, писать, слушать учителя, стоя за этой конторкой. Утолщенный поручень на лестнице и много других мелочей здесь вовсе не считают таковыми, поскольку и от них зависит комфортность бытия воспитанников, их реабилитация.

— С приходом каждого ребенка мы делаем что-то дополнительно, совершенствуем, — поясняет директор школы-интерната, заслуженный учитель РФ Любовь Филиппова.

Три года назад возглавила она санаторную школу, и там многое изменилось. В регионе как раз началось внедрение инклюзивного образования. Любовь Николаевна с головой ушла в эту проблему. Был у нее в этом плане и личный интерес. Дело в том, что у ее приемного сына — проблема со здоровьем. Он не мог учиться в обычной школе с обычными детьми. А это было его главной мечтой.

И тот азарт, то безудержное рвение развивать инклюзивное образование, создавать безбарьерную среду буквально прошли через сердце директора. Она заболела этой проблемой и сумела увлечь ею свою команду. Что бы они ни делали — во все вкладывается частица души. Потому так по-домашнему тепло и уютно в школе, комфортно. Если это пандус — он максимально удобен. Продумывается каждый шаг, каждый поворот на лестничном марше.

Качественное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это пропуск в мир, это важнейшее условие его социальной адаптации и интеграции, залог его успешности в будущем. Каждый ребенок независимо от своих физических, психических, интеллектуальных особенностей должен иметь равные возможности во всех сферах жизни, общества. Это предусмотрено и программой «Доступная среда Калужской области».

В пяти общеобразовательных учреждениях созданы особые условия для инклюзивного образования: установлены пандусы, закуплено учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование, организовано обучение педагогов. До конца 2015 года планируется создать универсальную безбарьерную среду в каждой пятой школе региона. Но прежде, подчеркнул заместитель губернатора Руслан Смоленский, нужно, чтоб этим загорелись директора школ и целенаправленно работали над решением задачи.

В нашей области сейчас 86,5 тысячи инвалидов, 8,8 процента от общей численности жителей. Все разделы программы «Доступная среда Калужской области» предусматривают комплексный подход к решению важнейшей социальной проблемы — обеспечению равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Реализуется программа за счет федерального, областного и местных бюджетов, общий объем финансирования в этом году — свыше 94 млн рублей. На заседании  губернаторского совета были отмечены успехи и недочеты, внесены интересные предложения.

В частности, министерству спорта и молодежной политики предложено на базе Редькинской санаторной школы разработать комплекс нормативов ГТО, адаптированный для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сделать специальные значки, какие-то зачетные книжки, где будут фиксироваться спортивные достижения.

Ребенок будет видеть, как он растет, развивается, к чему ему нужно стремиться. Это хороший стимул к интеграции в общество.