Генерал cвободы

Тем для обсуждения на заседании рабочей группы по сохранению исторической памяти всегда бывает немало. Велика и палитра имен, событий, связанных с историей земли Калужской. Задача общественного совета — сделать так, чтобы добрая память не была стерта временем.

Бесспорно, учительскому сообществу известно имя заслуженного учителя России Виктора Кишеева, возглавлявшего многие годы институт усовершенствования учителей. Автор многочисленных публикаций, в том числе и книг. Весь свой опыт педагога он сконцентрировал на теме управления малокомплектными школами. Тема на сегодняшний день мало популярна. Само собой, здесь у него есть противники, но среди многочисленных сторонников — масса педагогических светил, которые придерживаются мнения — сельские школы уничтожать нельзя ни в коем случае. С их ликвидацией можно поставить крест и на самом существовании села.

generalysvobody1kisheev

Второй вопрос повестки касался предложения педколлектива четвертой школы Калуги установить памятник генералу Ивану Болдину, освободившему наш город в декабре 1941 года. Именно в юго-восточную часть города бросил свой корпус командарм 50-й армии. Ныне здравствующие старожилы помнят бои, развернувшиеся на улицах Калуги, а кто-то даже видел человека, принесшего нам свободу.

В школе есть музей, где хранится много личных вещей прославленного полководца, а сам он после войны часто навещал наш город. И улица названа его именем. Почему же до сих пор не поставлен ему памятник? На этот вопрос есть две версии: во-первых, Болдин не был удостоен звания Героя. Причина типична для тех суровых лет — он дважды попадал в окружение. Такими тогда были мерки героизма. Во-вторых, не было на этот счет инициативы. И вот теперь она появилась в лице школьного коллектива, который даже провел серьезный опрос-анкетирование среди учащихся и жителей микрорайона. Все высказались за установку памятника. Не смогли только подобрать подходящее место. Но это все — в компетенции городских властей.

Речь на заседании зашла и о памяти еще одного калужанина — нашего коллеги-журналиста, редактора газет «Молодой ленинец», «Деловая провинция» и «Калужские губернские ведомости» Игоря Бабичева.

В далеком 1973 году ко мне в кабинет редактор «Молодого ленинца» Юрий Соляников привел высокого мальчика в очках и сказал: «Воспитай этого юношу». Делать этого не пришлось — школьник оказался не просто смышленым, а талантливым. Буквально после пары-тройки его заметок стало ясно — не его учить, а нам где-то стоит что-то у него перенять. Но в годы жесткой партийной цензуры редко поощрялось вольнодумие, за что все мы и получали подзатыльники от старших товарищей из обкома. Бабичеву доставалось особенно — его так и тянуло «на баррикады».

О нем как о человеке и руководителе ряда печатных изданий очень тепло говорила его вдова Екатерина Бабичева. Ну а нам, его коллегам по «Молодому ленинцу», о нем можно было бы написать книгу, потому что жизнь газеты того периода была яркой с точки зрения творчества. Игорь был душой коллектива, обладателем золотого пера журналиста и широкой человеческой натурой.