Автопром — курс на подъём

Двадцать третьего октября в конференц-зале завода «ПСМА-РУС» яблоку негде было упасть. На пятый международный форум «Автоэволюция-2014» со всего света съехались представители автомобильной отрасли.

Генеральный директор компании Жан-Кристоф Маршаль счел своевременным столь многолюдный сбор, для того чтобы привлечь к сотрудничеству больше поставщиков автокомпонентов. По его словам, причиной для крупного разговора стало сокращение предприятием производственных и логистических затрат. Он считает, что «мы сейчас очень зависим от обменного курса. Если предприятие закупает какие-то запчасти в евро и везет их из Европы, то это негативно сказывается на бизнесе. Поэтому мы хотим увеличить количество российских запчастей на десять процентов к концу будущего года».

При этом Жан-Кристоф Маршаль уточнил, что речь идет не только о производителях из России, но и стран Таможенного союза: «Хочется, чтобы эти страны были интегрированы в сеть наших головных компаний. Мы сделали первый шаг — на заводе в Калуге открыли производство ряда запчастей, которые необходимы для ремонта наших автомобилей в других государствах».

О нынешней ситуации на автомобильном рынке очень подробно говорил директор департамента транспортного машиностроения Министерства промышленности и торговли России Александр Морозов. Начал с печального: за девять месяцев года на авторынке наблюдается значительное падение продаж. Особенно это коснулось коммерческого транспорта. В легковом — картина лучше, там в отстающих только три марки: «Форд», «Дженерал Моторс» и «АвтоВАЗ». Причины разные. Новые модели «Форда» оказались неудачными, «Джен» попал в валютные клещи, а вот «АвтоВАЗ» освоил новые модели, и они, скорее всего, приглянутся покупателям. 

На что сегодня можно надеяться помимо смекалки и расчетливости менеджеров? По мнению Морозова, ни одна отрасль не удостоилась столь мощной подпорки — только в этом году автомобилестроению выделено четыре с половиной миллиарда. И эта сумма будет расти. Но рядом с позитивом соседствуют и минусы. Производители автокомпонентов оказались за пределами льгот. И не потому, что государство скупится — многие поставщики об этом просто не знают.

Учитывая отрицательную динамику рынка, запущен целый ряд форм господдержки, многие уже находятся на стадии разработки. Скорее всего, они коснутся коммерческой техники. Достаточно на дорогах взглянуть на автобусы-долгожители и ахнуть — столько не живут! Почему не обновляется парк? Ответ прост — 30%-ный кредит на покупку многим не по карману. В этой ситуации и Министерство транспорта, и Государственная дума должны решить вопрос по срокам эксплуатации такой рухляди. Уже в этом году впервые начнется обсуждение документа по мере государственной поддержки этого транспортного сегмента.

Программа утилизации автомобилей касается буквально всех: и производителей, и владельцев машин, в том числе и коммерческих. Несмотря на болезненное состояние рынка, она свернута не будет! На сегодняшний день более 70 тысяч авто отправлено на свалку. С чем связана такая активность? Скорее всего, дело в едином порыве как физических, так и юридических лиц. Где-то месяца полтора покупатель только «разогревался», а потом процесс пошел, подключился даже корпоративный транспорт (автобусы, грузовики). И вот тут лидером стал «АвтоВАЗ».

Выступление губернатора области Анатолия Артамонова стало настоящим обменом опытом. Он раскрыл все секреты удачи автокластера на Калужской земле. Нам они известны, но пусть все руководители автомобильной отрасли поймут простую схему привлечения инвесторов. (Кстати сказать, с 2006 года в экономику региона привлечено около 14 миллиардов долларов.) Ежегодно областная казна пополняется примерно на два миллиарда, что сопоставимо с двумя годовыми бюджетами области.

От финансов губернатор перешел к теме кадровой политики, без чего успеха не добиться. Только для автокластера подготовлено более одиннадцати тысяч специалистов. Была изменена вся система образования, в регионе открываются новые современные школы. В зале присутствовало немало ректоров технических вузов страны. Думаю, что о дуальном образовании, инициатором которого выступил наш «Фольксваген», многие всерьез не задумывались. А зря. 

И здесь Артамонов еще раз сказал о своем видении программы господдержки, о чем он уже говорил в Совете Федерации. Нельзя раздавать деньги всем регионам с одинаковой щедростью. Кто-то ведь их быстро проматывает, ничего не производя взамен.

Разумно было бы с таким же постоянством поощрять лидеров. Сколько средств было потрачено из областной казны, чтобы наши иностранные предприятия пришли на территории, где уже проложены все инженерные коммуникации! Пусть в Правительстве России это услышат и исправят промашку, добавив средств активно развивающимся регионам. И предприятиям, таким как «Фольксваген», который в ближайшее время начнет производить двигатели, или «Вольво», что вот-вот начнет выпуск кабин.

Производство автокомпонентов, развитие логистического кластера, строительство особых экономических зон — все это есть на территории Калужской области. Наши индустриальные парки за счет этого пополнили федеральный бюджет более чем на 160 миллиардов, тогда как госказна не дала ни рубля.

Цель состоявшейся большой встречи единомышленников достигнута. Крупные игроки рынка отечественного и зарубежного автопрома за два дня выслушали прогнозы на перспективу, оценили эффективность государственной поддержки, наметили пути развития автомобильного бизнеса. Руководители крупнейших предприятий отрасли, представители власти, эксперты, аналитики сидели за одним столом. Принятые совместные решения вселяют уверенность, что никакие санкции не разрушат ведущую отрасль — автопром.