Растут и крепнут!

Никто не отрицал, что с введением санкций цены на продовольствие в нашей стране претерпят изменения. Однако опросы, в которых принимали участие калужане, показывали отсутствие страхов и взрыв патриотизма. Что они говорят сейчас, когда цены явно выросли?

Во-первых разберемся с главным посылом: согласно официальным данным, цены на продовольствие, скажем, за сентябрь, выросли всего на 1,5 процента. В частности, наибольшее их повышение отмечено на мясопродукты (3,4 процента), яйца и рыбопродукты (3,1 процента). Однако пресс-служба правительства Калужской области настаивает: есть позиции, на которые цены существенно снизились. Это сахар (снижение на 7,6 процента), картофель (5,1 процента), овощи (1,8 процента), крупы и бобовые (1,2 процента). Таким образом, мы вплотную приблизились к социализму и скоро будем забирать продукты с прилавков за спасибо.

Однако жизнь стала дороже. И вот уже вместе с ценниками вверх ползут и глаза покупателей: «Сколько-сколько?!» На днях в соцсетях описывали случай, произошедший в «Магните». Кассирша кричит в зал: «Девочки, а что, цены, что ли, поднялись?». Ей отвечают: «А ты как думала?» «Так ценники поменяйте, а то люди не в курсе, берут продукты, а на кассе — скандал!»

Самое компетентное мнение, которое можно услышать по росту цен на продукты, — у оптовиков. Они строго отслеживают ценообразование, сотрудничают с несколькими поставщиками и могут выразить экспертное мнение. За ним мы и обратились к Александру ГЛИНКИНУ, директору ОАО «Калужский комбинат школьного питания».

— Нас не интересуют все эти фуа-гра. Нас интересуют самые простые виды продуктов, которые в нашей стране вообще-то есть. Но чтобы вырастить поголовье коров на мясо, потребуется пять-семь лет, свиней — три года. И это не мы придумали, это природа так распорядилась. Понятно, что в этот период цены на соответствующие продукты будут расти — и из-за дефицита, и импорта из более дальних стран, чем европейские. Но тут мясо, и с ним все понятно. Что происходит с овощами?

Каждый удивился этой истории с польскими яблоками. У нас яблоки, что ли, не растут? Конечно, растут. А почему мы вынуждены покупать импортные? Да у нас просто нет хороших современных хранилищ, где фрукты-овощи могут храниться целый год. В Европе не безграничны поля, на которых растет огромное количество овощей, — всю Россию накормить! Они просто вовремя все это скупают и качественно хранят. Россия действительно может выйти в конце концов на замещение импортной продукции, но это займет время и потребует финансовых вложений. 

Такие простые рассуждения порой не приходят в голову простому калужанину. Зато есть мысли о конкретных цифрах: на сколько в действительности выросли цены и сколько раз еще будут меняться ценники в магазинах?

— Подорожание будет продолжаться, — прогнозирует Александр Александрович. — Мы не садились и не делали конкретные подсчеты, но как оптовики, конечно, можем выступить с экспертным мнением по этому поводу. Так вот, наши замечания: колбасные изделия, например, в цене практически не выросли. 

Молочные товары «выросли» незначительно — в соответствии с инфляцией — на 2-3 процента. Пока это в норме. То же касается масла сливочного, сыра, например. Но есть продукты, которые подорожали очень сильно. Это мясо, рыба, птица. Птица, причем, вообще процентов на 70 с начала года. 

Рыба в среднем процентов на 30. Но там тоже разные виды рыбы, конечно. Кое-что подорожало по непонятным причинам. Минтай, допустим, который всю жизнь у нас ловили и продавали, вырос в цене на фоне общего подорожания. А горбуша, например, цена которой подлетела на 100 процентов, добывается у нас на Дальнем Востоке, в этом году неудачно нерестилась. Ее выловили в два раза меньше, то есть повышение цены объяснимо. 

Фрукты сначала подорожали, а потом цена откатилась: я думаю, открылись новые рынки в Латинской Америке, в Азии.

Мясо подорожало процентов на 20-25. Оно поступает в основном из Бразилии. Причем подняли цены необоснованно. Я недавно анализировал эту ситуацию, читал много литературы. Выяснил, что прайс вырос только для России — в других странах бразильское мясо дешевле. Просто они поняли, что здесь у них нет конкуренции. В связи с этими переменами Россия ведет переговоры с Китаем, с тем чтобы снять запрет на ввоз его мяса (в нашей стране нет китайского из-за санитарных запретов, которые были наложены Онищенко еще несколько лет назад) просто для того, чтобы создать конкуренцию. 

Где-то после нового года дорожать начнут молочные продукты. Связано это с сезонностью: наши коровы перестанут доиться, а европейские молочные продукты, значительная доля которых сделана с использованием сухого молока, теперь нам недоступны. Но оговорюсь, что давать прогнозы сложно: то, что я сейчас наговорил, это лишь моя субъективная оценка, — уточняет Александр Александрович.

За ценообразованием в городах и селах должен следить УФАС. Судя по всему, его сотрудники сами в магазин не ходят поскольку, по признанию оптовиков, требуют официальное, зафиксированное в документах подтверждение того, что цены выросли.

То есть возмущенный калужанин, жалующийся на завышенные цены, должен представить чеки: вот, мол, в мае по такой цене покупал и у такой-то фирмы, а в октябре — извольте. Цена другая.

УФАС должен выяснить, почему цифра так поменялась, и наказать злостного фермера (фирму, акционерное общество, нужное подчеркнуть) штрафом. Разумеется, оптовики своих компаньонов подставлять не будут. Да и в то, что таким способом можно устроить небольшой демпинг в отдельно взятой Калужской области, верится с трудом: цены ведь поползли вверх массово по всей стране.

Что за всем этим стоит — понятно, а вот когда и чем все это кончится — неизвестно. Остается потуже затянуть поясок и подумать о возвращении на давно заброшенные садовые участки. Благо советская власть хотя бы о земельном наделе в случае голодных лет позаботилась.