Прийти, чтобы остаться

Аграрный сектор по значимости вышел на уровень оборонного ведомства. Не случайно сегодня, говоря о насыщении прилавков продуктами, добавляется слово «безопасность». Но ведь для этого нужна не только финансовая поддержка и даже не уровень модернизации сельскохозяйственных производств. Главным проблемным вопросом здесь по-прежнему остается кадровое пополнение.

Об этом наш корреспондент беседует с начальником отдела министерства сельского хозяйства Еленой ГАЙДУКОВОЙ.

Долгое время у нас отрасль влачила жалкое существование. Наверное, стимула к подъему просто не было — большинство продуктов завозилось из-за рубежа. Введенные санкции заставили всерьез задуматься над простым вопросом: чем будем кормить народ? И начался спешный подсчет региональных возможностей. Их оказалось немало. На сегодняшний день аграрный сектор области по темпам развития догоняет производство. И радует то, что произошло это не в нынешнем году в связи с международными осложнениями. Наращивание производства сельхозпродукции идет завидными темпами. Региональные программы, направленные на поддержку фермерства, семейного бизнеса, расширение объемов мясного и молочного животноводства, позволяют с уверенностью считать нашу область зоной продовольственной безопасности.

zootehnik2

— И все же нужны кадры. Кто готовит профессионалов?

— Начнем с того, что у нас немало заведений, где бы молодежь могла получить столь необходимые нам специальности. Работают три колледжа и филиал академии имени К.А. Тимирязева, где обучается 2908 студентов.

— Это много или мало?

— Здесь лучше поставить вопрос иначе: каков качественный состав выпускников? По окончании филиала академии ребята получают специальности: агронома, зоотехника, готовятся землеустроители, ветеринарные врачи, экономисты. Но главная проблема не в том, сколько поступает, а в том, сколько выпускников трудоустраиваются по профессии. Если брать в процентном отношении, то работать на село едет всего около тридцати процентов. Однако министерство сельского хозяйства совместно с администрациями муниципалитетов и сотрудниками учебных заведений делает немало, чтобы молодой человек, проучившийся за счет государства пять лет, отдал положенный долг и принес пользу.

— Известно, что вами проводятся встречи выпускников с работодателями. И связь эта порой происходит в течение всех лет обучения.

— Это верно. На подобных встречах заключаются договора на будущую работу. То есть оговаривается, что по окончании учебы молодой специалист приходит на определенную должность, с определенной зарплатой именно в это хозяйство. Важно, что в документе оговорена и социальная поддержка — молодому работнику полагается субсидия на строительство или приобретение жилья. Она составляет 70 процентов от его стоимости. 

— Бесспорно, наличие жилья является одним из самых главных стимулов. Те руководители хозяйств, которые не скупятся в средствах на строительство домов для молодых, не имеют недостатка в кадрах специалистов. Не раз приходилось бывать в Медынском, Малоярославецком, Думиничском, Перемышльском районах, где в ряде хозяйств строят квартиры со всеми удобствами. Условия их приобретения вполне разумные. 

— Вполне понятно, что у молодых нет своей земли, чтобы построить жилье. На аукционе земельная стоимость высока. Поэтому минсельхоз выходит с инициативой, чтобы этот процесс приравнять к процедуре получения земли молодыми семьями. К тому же мы предлагаем статус молодого специалиста увеличить с трех до пяти лет.

priyti 7609

 — Мне не раз доводилось бывать в ОАО «Племзавод имени В.Н.Цветкова», где первая улица домов для молодых специалистов уже заселена. Схема получения жилья проста: получил ключи от квартиры, доставшейся за гроши, — отработай пять лет. В дальнейшем, по истечении срока договора, квартира может быть оформлена в собственность. Жаль, что немногие хозяйства переняли этот опыт. Но вернемся к кадровому вопросу. Есть ведь еще и целевой набор. Как у нас работает эта схема?

— Контрактно-целевая подготовка нами активно проводится с 2002 года. Тут два варианта. Студент заключает договор с региональной администрацией либо с предприятием, в котором есть доля государственных средств. Мы выплачиваем две тысячи рублей ежемесячно. После окончания учебы согласно договору студент обязан отработать 3 — 5 лет на селе. Предприятие студенты выбирают сами, никакой жесткой привязки к определенным хозяйствам нет. В течение учебы будущие специалисты знакомятся с местом работы. Ну а выбирают молодые, конечно же, предприятия с самыми современными технологиями и где перспектива хорошего развития. Там же будущие специалисты проходят и преддипломную практику.

— Вы внедряете систему дуального образования, которое нынче практикуется в промышленности?

— И мы прикладываем усилия, чтобы эта система прижилась, как на промышленных предприятиях нового образца. Более того, в каждом аграрном учебном заведении существуют службы содействия в трудоустройстве. Они ведут банк данных своих студентов и в соответствии с запросами отрасли приглашают потенциальных работодателей.

— Вы упомянули о «днях открытых дверей». А если у фермера или руководителя сельхозпредприятия возникла внеплановая необходимость в работниках?

— Они могут обратиться в кадровое агентство, также мы ежемесячно размещаем информацию о вакансиях в муниципалитетах.

— И все же можно сказать, что за последние годы желающих работать на селе стало больше?

— Пока цифра прежняя — где-то около тридцати процентов. Но министерство расширяет географию привлечения студентов. Например, к нам едут выпускники вузов из Костромской, Ивановской сельхозакадемий. Ежегодно это порядка тридцати человек. Условия им предлагаются те же, что и для калужских специалистов.

…Конечно, пока процент желающих связать свою жизнь с землей невелик. И все же нужно признать, что в нашей области условия для молодых достаточно комфортны, потому и желающих работать на Калужской земле становится с каждым годом больше. Больше всего радует то, что приезжие, отработав положенный по договору срок, в родные края не возвращаются. А значит, отрасль из некогда грязной и непрестижной превращается в интересную и доходную.