teo 1

Пластиковые Дон Кихоты Тео Янсена

Все гениальное — просто, именно эта мысль приходит в голову после первого взгляда на творения нидерландского инженера и поэта Тео Янсена. Сам он называет себя кинетическим скульптором.

Его гигантские скульптуры способны ходить по пляжу, перебирая трубками-ногами, и полностью имитируя жизнь. В strandbeests, как называет их сам Тео, столько правдоподобия, что увидев их внезапно, зритель может испытать суеверный ужас, точно встретился с инопланетянами. Для ходьбы им не нужны ни электричество, ни солнечная энергия, ни топливо, в общем, никаких искусственных «опор» — только сила законов физики, как и людям.

Со своими выставками Янсен много лет колесит по свету. Совсем недавно его он и его создания побывали в Москве, вызвав на ВДНХ настоящий фурор. Ведь к его созданиям, которые маэстро называет «новыми формами жизни» нельзя относиться равнодушно. У кого-то они вызывают жутковатые эмоции, и они спешат прочь от гигантов, ведомых невидимой силой. Кто-то следует за ними, как завороженный.

Лично у меня при первой личной встрече они вызвали восторг. Неудивительно, что к своим фильмам Янсен выбирает классическую музыку — инженерная гармония кинетических «монстров» так высока, что произведения Бетховена или Рахманинова, ложатся на видеоряд, как ноты на пюпитр.

Если вам не удалось увидеть творения Тео воочию — посмотрите этот фильм. Итак, эволюция  strandbeests под музыку «Спартака» Хачатуряна…

Чтобы немного понять творения нидерландского Леонардо, стоит рассказать об их «отце». Тео Янсен родился в 1948 году в Голландии, семь лет изучал физику в университете города Дельфт, а потом почти столько же лет — живопись, и работал профессиональным художником.

Кстати, на родине создатель кинетических скульптур прославился еще в 1980 году, во время учебы в университете, запустив в небо наполненную гелием летающую тарелку и изрядно напугав жителей: «Все были взволнованы. Даже мои друзья прибежали в мастерскую и на полном серьезе начали уверять, что видели НЛО. Когда я рассказал, что это я его запустил, они не поверили. Подумали, что шучу». А еще Янсен разработал The Painting Machine, которая «выдувала» попавшее в поле обзора камеры изображение на ту или иную поверхность, и получалась картина, похожая на поп-арт.

Сейчас Янсен живет в Дании, и год за годом, уже шестнадцать лет подряд, совершенствует своих монстров. Как они рождаются на свет?

Виновник их движения — дуновение ветра. Именно поэтому, чаще всего «монстры» Янсена свободно «гуляют» по пляжам Нидерландов, радуя и пугая местных жителей и гостей. Конструкции из пластиковых труб, бутылок, скотча и деревянных трубок чем-то напоминают иллюстрации к «Дон-Кихоту», угловатый образ печального рыцаря проглядывает в их прерывистом движении вслед потокам ветра. Недаром, говорит Тео Янсен: «Грань между искусством и инженерным сооружением существует только в нашем сознании».

Выставка, что носила название «»Кинетическая жизнь песчаных пляжей» и разместившаяся в павильоне «Космос» стала первой в России, но, как заверил маэстро журналистов,  далеко не последней. Теперь уже мало кто знает, что изначально он планировал создать этих роботов во имя практической цели: собирать уносимый с пляжей песок на пользу родной Голландии.

Последние разработки его «детей» могут воплотить в жизнь давнюю мечту Янсена:  определять тип грунта и воду, кроме того, при достаточной силе ветра излишки давления воздуха сохраняются в специальных резервуарах-«легких». Так что «дышать» его создания тоже могут. Они могут не останавливаться даже при полном штиле —  роботы просто расходуют заранее запасенную энергию. При сильных порывах ветра фигура выкидывает якорь, при помощи которого цепко держится за грунт. Мечтает Тео о том, что в будущем его скульптуры смогут «жить» самостоятельно и даже защищать себя.

В одном из своих лучших стихотворений, Владимир Маяковский воскликнул: «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?» Янсен может и не такое. Браво, маэстро!

Фото взяты с сайта Политехнического музея — организатора и инициатора выставки Тео Янсена в Москве.