XLIX Научные чтения памяти К.Э. Циолковского в очередной раз украсили образовательную палитру региона. Пожалуй, на них особенно заметен научный потенциал региона, а уровень мастерства руководителей проектов заставляет гордиться земляками. О земных реалиях и небесных увлечениях мы беседуем с участницей форума, заместителем директора по учебно-воспитательной работе детско-юношеского центра аэрокосмического образования Анной СТЕПАНОВОЙ.
«Галактика» инноваций
— Анна Викторовна, учения Циолковского в этом году продемонстрировали довольно высокий уровень подготовки учащихся. Какую лепту в форум внесла «Галактика»?
— Мы ежегодно принимаем участие в этом мероприятии, для нас оно достаточно значимое и большое. Наши ребята присутствуют на открытии этих чтений, слушают выступления других участников и космонавтов. Поэтому наши педагоги с начала года готовят статьи, выступления, презентации о деятельности центра, которая направлена на развитие аэрокосмического образования в городе. И секция чтений «Циолковский и образование» традиционно становится секцией «Галактики».
— Вы можете рассказать, как изменилась работа центра в последние годы. Опять же в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Что можно назвать инновационным методом «Галактики»?
— Во-первых, все программы дополнительного образования в нашем центре согласованы с требованиями федерального стандарта. Одним из обязательных компонентов является мониторинг деятельности как педагогов, так и учащихся. Во-вторых, у нас разработаны инновационные проекты, с которыми мы работаем уже несколько лет, внедряем как в образовательные учреждения Калуги, так и в самой «Галактике». Один из них — Российский чемпионат по созданию и запуску пико-спутников CanSat, в котором наши ребята занимают призовые места.
— А что это такое?
— Это очень интересный, особенно для старшеклассников, проект. В маленькую консервную баночку из-под «Пепси-колы» вкладывают компьютерную начинку. В течение года они паяют платы, создают электросхемы под руководством опытных педагогов, а потом на чемпионате запускают свое изобретение в небо при помощи ракет. Этот спутник принимает разные данные: влажность воздуха, температуру окружающей среды, а затем опускается, и ребята обрабатывают полученные данные. Так получается, что в этих проектах отражаются и технические знания ребят, и их творчество.
— Каждый год — одинаковое задание?
— Нет, каждый чемпионат предполагает новые требования к этому мини-спутнику. Поэтому и работа занимает весь год. Это один из достаточно серьезных проектов, в которых проявляется профориентационная деятельность старшеклассников. Мы их готовим к взрослой жизни, к поступлению в вузы.
Есть «сетевые» проекты и с младшими ребятами. Они связаны с днем центра на базе образовательного учреждения и днем образовательных учреждений на базе нашего центра. Наши сотрудники приходят в школы к ребятам, где они вместе с малышами из третьих, четвертых классов, со школьниками среднего звена создают модели самолетов и устраивают соревнования.
— Девчата в них участвуют?
— У девчат получается лучше всего.
— А с какими школами вы сотрудничаете?
— Нам всегда помогают, в том числе и в организации конференций, 13, 6, 51, 50, 30, 25-я школы. На них мы всегда можем опереться, педагоги порой выступают в роли членов нашего экспертного совета. Ведь у нас есть своя конференция им. Циолковского, для детей. Участвуем в чтениях Чижевского, совместно с малой Академией наук г. Обнинска мы проводим ряд всероссийских конференций для школьников. «Галактика» — это базовое образовательное учреждение МАН.
Загляните в мини-ЦУП!
— Ваш доклад на чтениях носил название «Развитие роли дополнительного аэрокосмического образования у детей: опыт, проблемы и тенденции». С какими проблемами сталкиваетесь в последние годы и насколько актуально аэрокосмическое образование в современной России?
— Горько слышать от некоторых людей, что космонавтика приходит в упадок, что аэрокосмическое образование детей неактуально. На самом деле это не так. Если придете к нам в гости в центр, вы заметите, насколько активно ребята принимают участие в соревнованиях, в запусках ракет, в конференциях. И не только на базе Калуги, они выезжают в Москву.
Недавно наши воспитанники вернулись из Крыма, где проходила профильная аэрокосмическая смена. Они были в «Артеке» две недели, запускали ракеты и спутники. Под эгидой Роскосмоса наши ребята побывали в Анапе, где опять же проводились «космические игры». В течение всей смены ребята создают змеев, запускают бумеранги, по ночам и поздним вечером наблюдают в телескоп звезды. Поэтому не хочется слышать о том, что космонавтика не интересна детям.
— Но насколько она популярна…
— Приходите к нам в центр, посетите наше дистанционное зондирование Земли, наш мини-планетарий, наш школьный мини-ЦУП, в музей космонавтики, наконец, посмотрите, сколько ребят приходит к нам в центр, и вы поймете. Число учащихся центра растет год от года. В прошлом учебном году их было 2 400, а теперь — 2 800, и мы стараемся, чтобы эта тенденция сохранилась.
— Кто к вам приходит?
— Это калужане, школьники. Но когда мы проводим мероприятия всероссийского уровня, то в гости приезжают не только районные делегации, но и ребята со всей страны — из Чебоксар, Ярославля, Брянска и многих других. Мы стараемся объединить как можно большее число увлеченных людей.
— Есть ли проблемы с техническим обеспечением центра?
— Он расположен у нас на двух площадках — на Луначарского, 23, и Академической, 6. В связи с тем, что у нас появляются новые проекты, нам хотелось бы, чтобы зданий было больше, потому что это даст возможность сотрудничать с большим количеством школ. Сейчас мы охватываем 28.
Здесь растут микробиологи…
— Помогают ли ребятам в выборе профессии те знания, которые они получают? Следите ли вы за их судьбой, сотрудничаете ли с вузами?
— Ребята занимаются у нас до 18 лет. Из выпускников этого года двое поступили в московский Бауманский, кроме того, мы тесно сотрудничаем с МАИ — Московским авиационным институтом, — и их профессора читают лекции для наших педагогов в рамках повышения квалификации.
Кроме того, в рамках сотрудничества с Обнинской МАН мы участвуем в их форумах и конференциях, в ответ они помогают нам в проведении конференций «Шаги в науку. Калуга» и «Юность. Наука. Космос», последняя пройдет в ближайшее время. Эта конференция интересна для ребят, которые занимаются астрономией, увлекаются космонавтикой или даже космической биологией.
— У вас сложно учиться?
— Нет, потому что все проходит в форме игры, да и дети, которые приходят к нам, — люди заинтересованные. Они хотят что-то узнать, придумать, смоделировать. К примеру, один из наших современных проектов — это легоконструирование. Благодаря губернатору у нас в центре появились эти конструкторы с программным управлением. Ребенка не надо заставлять, достаточно показать, как движется этот робот и что он может делать, — и он тут же скажет, что хочет ходить в центр.
— Какие мероприятия запланированы на ближайшее будущее? Ваши запуски ракет помнит весь город.
— Да, мы ежегодно проводим их на День города. В планах — и космический фестиваль, и спортивные соревнования по ракетомоделированию на уровне города, области и России. Недавно наш воспитанник Дмитрий Щанкин стал победителем всероссийского турнира, заняв первое место.
Кроме этого, есть соревнования по комнатным моделям. Ребята создают планера и принимают с ними участие в турнире. Школы выделяют под это актовые и спортзалы. Ну и показы моделей одежды, которые очень популярны у наших старшеклассниц, — они перекладывают на ткань космические снимки с разрешения фирмы «Сканекс». И ездят с коллекциями по России и Греции.
— В этом году новичков ждете к Дню учителя?
— Мы им всегда рады. И я надеюсь, что к нам подтянутся даже те школы, которые территориально удалены от наших площадок.
— Удачи вам!
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения