Иконы современности

Странная и неформатная выставка началась в картинной галерее Дома музыки. Двадцать крупных фотопортретов двадцати двадцатилетних калужан смотрят со стен галереи прямо в душу. 

На часах еще не было семи, когда начался вернисаж, а в помещении галереи яблоку негде было упасть. Для автора выставки «Двадцать лет» Петра Беляева — это дебют. Думаю, он и сам не ожидал такого аншлага.

Сам Петр — молодой, улыбчивый юноша, со светлыми аккуратными дредами — нарасхват. То и дело к нему подходили журналисты, просили попозировать фотографы, и, конечно, поздравляли друзья.

vystavka 1135

— Это моя первая персональная выставка, и тот опыт, который я получил в процессе работы, оказался важным и ценным, — говорит автор. — Мне показалось, если я объединю людей одним возрастом, это добавит им индивидуальности. Подал объявление в социальных сетях, и люди стали мне писать. Были желающие и старше, и младше 20 лет. Убеждали, что выглядят как раз на 20. Но я за чистоту эксперимента — пришлось отказывать.

Всего Петр отснял 60 человек. После обработки в проекте осталось 40 портретов, а на выставке «поучаствовали» 20. 

— Мне просто нравится эта цифра, — говорит Петр. — Нет, мне не 20, как можно было бы подумать. Мне 23. Просто я подумал, что эти все люди — наше подрастающее поколение, которое будет определять дальнейшее развитие города, области, страны. Мне показалось это важным и интересным.

vystavka1105

У Петра много идей для новых проектов. Основная мечта — найти всех участников 20 лет спустя, сделать подобную экспозицию. 

— С некоторыми из них было очень просто находить общий язык. С другими пришлось долго пить чай, чтобы они могли проникнуться философией снимка, расслабить лицо. Дело в том, что я считаю, что мы живем в сумасшедшем мире, и здесь очень сложно быть именно расслабленным человеком. Основная задача была достичь гармонии, сделать людей на портретах ненапряженными.

Кажется, что задача выполнена. Положа руку на сердце, любой зритель сможет сказать, что большая часть лиц, изображенных на портретах, ничего не выражает. Они не умиротворены, не одухотворены, они не злятся, у них нет амбиций. Разве что эффект лучистой юности достигнут то ли с помощью технических средств, то ли из-за молодости, которую нельзя спрятать никакими средствами выразительности.

— Один из любимых портретов — девушка Катя с синими волосами. Фотография кажется мне особенно красивой из-за необычного сочетания цветов на ней. В проекте вообще много любимых работ и много по-настоящему красивых людей.

С этим сложно спорить, как сложно быть некрасивым человеком в 20 лет. Очарованные красотой и открытостью, многие посетители сравнивают фотографии с иконами и говорят о том, что экспозиция — собирательный образ современного двадцатилетнего человека. Однако не все так категоричны и настроены на похвалы. Некоторые не нашли в выставке ничего интересного, сказав лишь, что это очередной способ выделиться и, возможно, даже шокировать.

Экспозиция вызывает разные эмоции: она кажется выхолощенной и даже пустой. Все из-за того, что портретов мало, они однотипные и минималистичные. Модели не несут в себе никакой эмоции, не раскрывают характеров, не намекают на будущее, не отвечают на вопросы, которые хочется им задать, и на главный вопрос: какие все-таки они, эти двадцатилетние?

Но, с другой стороны, именно такие портреты оставляют место для размышлений и возможности придумать историю каждому, поместить его в прошлое с любыми очертаниями, подарить будущее и посмотреть на них в настоящем, ведь практически все участники пришли посмотреть себе в глаза лично.

На банальные вопросы о том, как им выставка, зрители отвечают односложно, тушуются, не могут подобрать слов. В свои портреты всматриваются внимательно. Их друзья реагируют живее: «Вообще не похожа!» Окружающие переводят взгляд с портрета на девушку и обратно. Да нет, похожа. Просто сильно увеличена. Но сами модели вроде довольны: юность и качественная ретушь не оставили места для возражений.

На вернисаже много друзей автора. Его характеризуют как человека доброго и открытого. Говорят, ищущий, много путешествует. Жил даже три месяца в Таиланде: снимал, пытался понять традиции и менталитет страны, искал себя. Друзья, понятно, называют уровень Петра высоким и прочат ему европейское будущее. Желают перепрыгнуть «это калужское болото» и ехать уже в какую-нибудь из столиц.

Сам Петр только улыбается: не готов уезжать навсегда. 

— Я калужанин, но много работаю и в других городах. Мне очень нравится Калуга. Именно здесь я отдыхаю от многочисленных поездок, от шумной Москвы. Для этой выставки я искал площадку и в Москве, например. Но потом остановился на Доме музыки: эту площадку хорошо знают, здесь бывают очень интересные экспозиции. Мы познакомились с заведующей картинной галереей Анной Сенатовой, ей понравилась идея, и выставка стала возможной.

Безмолвные и спокойные портреты провисят в картинной галерее еще несколько недель. Посмотреть экспозицию, проникнуться молодостью, наделить двадцатилетних историями и составить мнение можно каждый день с 10.00 до 19.00.

Фото Сергея ФОНДИКОВА.