Взлетели!

Ученые говорят, что мы до сих пор видим лучи погасших звезд. И чем дальше, недоступнее светило, тем дольше оно светит. Таким горящим человеком в Калуге был Александр Плетнев, и его труд принес в копилку культуры края очередное «золотое яйцо» — диплом… на III Всероссийском театральном форуме, фестивале фестивалей «У золотых ворот» во Владимире. 

С 16 по 29 сентября проходили показы лучших спектаклей России из Москвы, Санкт — Петербурга, Новгорода, Липецка, Ярославля, Норильска (кстати, там играет артист, экс — калужанин Николай Каверин), Каменск — Уральска, Дзержинска, Владимира, Пензы, Ростова, Мичуринска, Кемерова, Владикавказа.

vzleteli08150

Режиссеры, представившие свои творения зрителям и жюри, были и совсем юные, и маститые. Например, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Евгений Марчелли привез из Ярославля постановку андреевской «Екатерины Ивановны». 

Жюри также было максимально репрезентативным, его возглавила народная артистка России Евгения Симонова. Судили о степени гармоничности спектаклей заслуженный деятель искусств России Валерий Подгородинский, театральные критики — театроведы со множеством регалий Ольга Сенаторова, Александр Вислов, Григорий Заславский, вице-президент Международного форума монодрамы ЮНЕСКО Нина Мазур, доктора философских наук, профессора Сергей Рыбаков, Виктор Малыгин.

Калужская драма представила предпоследнее творение своего главного режиссера, заслуженного деятеля искусств России Александра Плетнева «Попытка полета». Мы побеседовали с художником постановки Элей Невинной о том, как проходило первое «плавание» без «рулевого».

«Сложность этого спектакля в том, что он держится только на актерах, которые (основная группа) практически ни на минуту не покидают сцену. Им нельзя спрятаться за хрупкие, воздушные декорации, идут сплошные диалоги, монологи.

Веревки, на которых «висят» персонажи, вымерены до сантиметра, и все должно быть закреплено безопасно, с учетом различий размеров сцен.

Кроме того, под софитами висело два огромных проектора по 100 килограммов весом. Перед спектаклем директор театра Александр Кривовичев встал перед актерами и сказал: «Вы играете для Плетнева». На сцене стояла подсвеченная фотография Александра Борисовича, украшенная цветами… И актеры сыграли так, что зал дышал как один человек, а в кульминационный момент, когда герои говорят про ангелов, вообще переставал дышать. Актеры поехали на гастроли вообще без режиссера, без поводыря. 

Обычно на новую площадку спектакль выводит режиссер: он меряет все расстояния шагами, он смотрит из зала высоту сцены, кресел, выверяет акустику, делает поправки. Актеры репетировали перед пустым залом, они не видели себя со стороны. Но сыграли блестяще. Они реально взлетели! Были овации, цветы…

Обсуждение спектакля жюри превратилось в вечер воспоминаний, потому что каждый член жюри так или иначе касался Александра Борисовича, работал с ним»

А что думал по поводу фестивалей сам Александр Плетнев? Вспомним его старое интервью. «Что касается фестивальных признаний — это, конечно, приятно. Но… от фестивалей я жду какого-то продолжения. По моим представлениям, подобные показы должны заканчиваться переговорами. Будем ждать». Магнетизм Плетнева позволил театру «обрасти» контактами с мэтрами, нужно удержать все золотые нити дружбы, остаться в большой Культуре России.